Почечный клубочек – инициальная составляющая нефрона как основа структурно-функциональной единицы ткани почки, в настоящее время рассматривается как приоритетная мишень большинства факторов, прямо или опосредованно индуцирующих нефрологические заболевания. Общепризнанно, что интенсивность гломерулосклероза во многом определяет темп формирования хронической почечной недостаточности. Почечный клубочек – одна из первых анатомических структур, описанная с помощью микроскопической техники; его идентификации нефрология обязана выдающемуся итальянскому анатому Марчелло Мальпиги (1628–1694).
Марчелло Мальпиги родился в пригороде Болоньи, где впоследствии окончил курс медицины в Университете и начал практическую деятельность, в т. ч. преподавание анатомии. В 28-летнем возрасте Мальпиги приступил к работе в Университете Пизы, где вошел в состав научного коллектива, возглавляемого Альфонсо Борелли, профессором университетской кафедры математики. Эта неформальная группа исследователей, специализировавшихся по различным направлениям математических и естественных наук, отличалась приверженностью взглядам знаменитого Галилео Галилея, предполагавшим максимально возможный в XVII в. материалистический подход к планированию научных работ и интерпретации их результатов. Сотрудничая с математиками и физиками, Мальпиги значительно усовершенствовал ряд анатомических инструментов, которые впоследствии использовал в т. ч. для приготовления микропрепаратов. Взаимодействуя с Лондонским королевским научным обществом в качестве постоянного корреспондента – одного из первых итальянских исследователей, кому был присвоен подобный статус, Мальпиги был привлечен к реализации ряда научных проектов, не имевших прямого отношения к медицине, но игравших очень большую роль в развитии европейской экономики, в частности к изучению биологии тутового шелкопряда: как известно, в тот период Италия предпринимала попытки по развитию собственного производства шелка, ранее считавшегося монополией Китая и Индии (с этой целью образцы тутового шелкопряда были выкрадены и тайно вывезены в Европу) [1].
Мальпиги оставался последовательным приверженцем учения Галилея, воспроизводя его стиль изложения в своих научных работах [2]. В 1659 г. Мальпиги написал 2 научных диалога между 3 воображаемыми участниками: врачом – последователем Галена; хирургом, признававшим только мануальные навыки (chirurgus mechanicus), и нейтральным наблюдателем. В этих диалогах, к сожалению, впоследствии утраченных, обсуждались природа и предназначение крови, кишечника, рациональное питание и методики преподавания. Написанные Мальпиги Диалоги наследуют знаменитому диалогу Галилея о двух ведущих системах (моделях) строения мира: объединение врача, приверженца учения Галена, и хирурга-практика позиционируется им как демонстрация необходимости синтеза теории и практики, интеллектуальных потребностей и запросов общества.
Философские взгляды Мальпиги во многом предопределили направления его научных исследований: его справедливо считают одним из пионеров микроскопической анатомии. По существу, именно Мальпиги одним из первых стал систематически использовать микроскоп для изучения строения организма человека и животных. Одна из первых фундаментальных работ Мальпиги, озаглавленная De Pulmonibus Observationes Anatomicae, была опубликована в 1661 г. и посвящена им Борелли – одному из его первых наставников. В этой работе на модели легкого лягушки Мальпиги впервые подробно охарактеризовал систему микроциркуляции, взаимоотношения между артериальным и венозным коленом капилляров, по существу, четко подтвердив существование прямой взаимосвязи между артериями и венами и замкнутость большого и малого кругов кровообращения, ранее не признававшейся большинством ведущих анатомов. Мальпиги также подробно описал альвеолы.
Мальпиги существенно усовершенствовал технику микроскопии, разработав несколько оригинальных методов приготовления микроскопических препаратов, в т. ч. фиксацию их кипящей водой, приготовление тонких срезов органов и тканей путем соскабливания, а также инъекцию органов и тканей с целью их окрашивания растворами, содержащими чернила и ртуть. По мнению Мальпиги: "Анатомия – одна из наиболее перспективных наук для применения микроскопии…".
В 1665 г. Мальпиги была опубликована серия работ, посвященных органам чувств (обоняния, осязания и вкуса), – “De Lingua” и “De externo tactus organo”. Описывая микроструктуры языка и слизистой оболочки носа, Мальпиги вновь следует за Галилеем, говорившим о “минимах”, или мельчайших частицах, воспринимающихся кончиком языка, и обусловившим формирование чувства вкуса, приятного или неприятного в зависимости от формы их контакта. Аналогичные “минимы”, по мнению Галилея, достигнув слизистой оболочки носа, определяют ощущение того или иного запаха в зависимости от их формы.
Работа Мальпиги “О почках” (“De Renibus”) стала одной из составляющих серии публикаций, датированных 1666 г., в которых были описаны и другие внутренние органы (например, печень и селезенка). В этой работе Мальпиги назвал почечные клубочки “крошечными железами” (minimae glandulae); по его словам «… нельзя признать оправданной ту точку зрения, что почечная ткань сродни фиброзной и содержит только кровеносные сосуды, во всех ее образцах – как у человека, так и у животных – мне удалось наблюдать мелкие тельца. Чтобы увидеть эти тельца, почечные артерии следует инъецировать черной краской, смешанной со спиртом, до тех пор, пока почка не приобретет отечный вид и не станет однородно черного цвета. После удаления почечной капсулы даже невооруженным глазом становятся видимыми множественные тельца, ставшие черными и отходившие от кровеносных сосудов; при продольном рассечении почки их можно увидеть во множестве среди канальцев и интерстициальных структур висящими на кровеносных сосудах и наполненными черной жидкостью, напоминающие прекрасное дерево…» (цит. по G.B. Fogazzi (1997) [3]). Безусловно, Мальпиги назвал почечный клубочек “железами” за их внешний вид, не предполагая, что определенные его составляющие (юкста-гломерулярный аппарат), как и, собственно, эндотелиоциты, могут продуцировать биологически активные вещества и именно поэтому почку сегодня с полным основанием рассматривают так же, как и эндокринный орган.
Мальпиги описал также ростковый слой кожи, который впоследствии был назван его именем, кишечные крипты и лимфатические тельца селезенки. Рассматривая физиологические процессы с точки зрения т. н. ятрофизики, т. е. объясняя их с точки зрения механики, Мальпиги экстраполировал их на механизмы развития заболеваний человека.
Взгляды Мальпиги далеко не всегда находили поддержку у современников; так, из-за разногласий с администрацией ему пришлось покинуть Университет Мессины. Хорошо известна его письменная полемика с профессором Джованни Сбараглиа, работавшим одновременно с ним в Университете Болоньи, рассматривавшим анатомию как один из видов искусства и не признававшим ее прикладного значения. В основе противоречий лежал и семейный конфликт: в 1659 г. брат Мальпиги убил на дуэли старшего брата Сбараглиа.
Наряду с активной научно-исследовательской деятельностью Мальпиги был также очень востребованным врачом. С 1691 г. он стал лечащим врачом Папы Иннокентия XII и начал преподавать медицину в Папском колледже.
Мальпиги плодотворно изучал не только анатомию человека. Его перу принадлежит двухтомный труд “Анатомия растений” (“Anatomes Plantum”), в котором с помощью микроскопии он впервые ввел понятие о клетках (“мешочках”) и волокнах, а также предположил возможность восходящего и нисходящего тока в растениях. Кроме того, он рассматривал лист как орган питания растений.
Именно Мальпиги заложил основы современной эмбриологии. Осуществляя микроскопию зародыша птиц на разных стадиях, он описан формирование у них конечностей и внутренних органов, предположив, в частности, что аорта, сердце и сосуды закладываются в одном эмбриональном листке. Наряду с уже упоминавшимися работами по анатомии тутового шелкопряда, Мальпиги активно изучал анатомию членистоногих: его именем названы эпителиальные канальцы, выполняющие функцию осморегуляции и выделения у паукообразных (т. н. мальпигиевы сосуды).
Библиографическое наследие Марчелло Мальпиги очень велико. Его труды стали основой для нескольких многотомных собраний сочинений.
Наследие Мальпиги не следует рассматривать с позиций только впервые идентифицированных им анатомических структур. Мальпиги – один из первых ученых, работавших в области биологии и медицины, кто рассматривал результаты проводимых им научных исследований с позиций их практической применимости и обосновывал их собственной философской концепцией, близкой к материалистической и безусловно самой прогрессивной для XVII в., основанной на философском учении великого Галилея. Мальпиги первым поставил микроскоп на службу медицине, и эта служба уже на первом этапе оказалась весьма плодотворной.