Bowman capsule


*

History of description of Bowman capsule in kidney glomerulus is presented.

Капсула Шумлянского–Боумена – структурная часть почечного клубочка, состоящая из висцерального и париетального листков. Висцеральный листок представлен однослойным плоским эпителием, внутренний состоит из подоцитов, располагающихся на базальной мембране эндотелия гломерулярных капилляров. Ножки подоцитов, покрывая поверхность капилляров клубочка и переплетаясь между собой, образуют клубочковый фильтр, размер щелей которого ограничивает перенос крупных молекул и форменных элементов крови. Подавляющее большинство острых и хронических заболеваний почек сопряжено с повреждением почечного фильтра, приводящим к полной или частичной утрате его селективности.

Составляющие внутренний листок подоциты, дисфункцию которых считают одним из центральных звеньев патогенеза хронических заболеваний почек с протеинурией (хронический гломерулонефрит, диабетическая нефропатия, ВИЧ-ассоциированная нефропатия), охватывают своими большими отростками значительную часть гломерулярных капилляров. Малые отростки, отходящие от больших практически перпендикулярно, закрывают то капиллярное пространство, которое свободно от больших отростков. Функцию фильтрации осуществляет не только щелевая подоцитарная диафрагма, но и миофиламенты цитоплазмы этих клеток. Наряду с этим подоциты продуцируют значительную часть вещества базальной мембраны почечных клубочков. Ее компоненты синтезируются также гломерулярными эндотелиоцитами, а также мезангиоцитами. Толщина базальной мембраны почечного клубочка составляет 250–400 нм; ее истончение (“нефропатия тонких базальных мембран”) сопровождается появлением персистирующей гематурии. В целом почечный клубочек фиксируется в почечном интерстиции с помощью тонких коллагеновых волокон. Гломерулярный эпителий фиксируется на базальной мембране с помощью филаментов, в состав которых входит актомиозин.

Название данной анатомической структуры связано с именем А.М. Шумлянского и W. Bowman. А.М. Шумлянский (1748–1795) – русский акушер, после окончания курса в Киевской академии работал переводчиком в Московском государственном архиве, откуда перевелся волонтером в Санкт-Петербургский военный госпиталь. Окончив курс медицины, в 1777 г. А.М. Шумлянский был послан в Страсбург для изучения акушерства, где в 1783 г. был удостоен звания доктора медицины и хирургии за диссертацию на тему “De structura renum” (“О структуре почек”), в которой подробно охарактеризовал микроскопическое строение почек. А.М. Шумлянский выделил извитые канальцы, клубочки и капсулу, их окружающую и позже названную его именем. А.М. Шумлянский доказал наличие непосредственной связи между гломерулярными артериальными и венозным капиллярами (по использовавшейся им терминологии – “шерстистыми ворсинками”). А.М. Шумлянский опровергал общепринятое в то время представление о прямом сообщении между кровеносными сосудами и канальцами. Установив сосудистую природу Мальпигиева тельца, А.М. Шумлянский первым применил для его обозначения термин “glomerulus” – клубочек – и выделил его капсулу. Описывая ход почечных канальцев, А.М. Шумлянский обратил внимание на коленообразный изгиб их, позже выделенный в самостоятельный сегмент нефрона (т. н. петля) благодаря работам Генле. Диссертация А.М. Шумлянского “De structura renum” пользовалась большим успехом у врачей и в связи с этим впоследствии была переиздана.

В 1784 г. А.М. Шумлянский получил право практики в России и назначен профессором в Санкт-Петербургский медико-хирургический институт. В 1785–1786 гг. как стипендиат фонда княгини Смарагды-Голицыной был командирован совместно с М.М. Тереховским за границу с целью ознакомления с работой зарубежных высших врачебных школ. По возращении был назначен профессором по кафедре патологии и терапии в Московском врачебном училище. А.М. Шумлянскому принадлежат ряд сочинений, в частности “Утешительные рассуждения против немощной и болезненной жизни” и “О здравии ученых людей”, а также ряд научных работ по акушерству (в конце жизни он был назначен гражданским акушером Москвы). А.М. Шумлянский был почетным членом медицинской коллегии Российской империи и член-корресподентом Парижской академии наук.

Следует отметить, что занятиям медициной посвятил себя также брат А.М. Шумлянского, П.М. Шумлянский. П.М. Шумлянский обучался в Санкт-Петербургском генеральном госпитале, откуда был выпущен лекарем, продолжив военную службу. В 1784 г. стажировался в Страсбурге, где выполнил докторскую диссертацию. В дальнейшем работал профессором хирургии в Кронштадской, Московской хирургических школах, Московской медико-хирургической академии, служа в которой, он одновременно исполнял обязанности заведующего Московским заводом хирургических инструментов. При основании Харьковского университета был переведен туда ординарным профессором хирургии. П.М. Шумлянскому принадлежит ряд научных работ по хирургии и травматологии, в частности “Объяснение испытанного действия воды на тело, огнем охваченное и стужею пораженное” и “Примечания с дополнениями к науке о вывихах костей”.

Другой исследователь, имя которого носит капсула почечного клубочка, W. Bowman, считается одним из основоположников гистологии и офтальмологии; одним из первых он начал выполнять офтальмологические хирургические вмешательства. W. Bowman родился в 1816 г. Его отец, J.E. Bowman, был банкиром, но увлекался геологией и ботаникой; он был в числе основателей Манчестверского геологического общества. Любовь к естественным наукам сумел передать и своему сыну; считают также, что окончательно остановить выбор специальности на медицине его заставил несчастный случай, произошедший с ним в детстве во время неосторожной игры с порохом. Братья W. Bowman также посвятили себя науке и искусствам: один из них стал архитектором, другой – профессором химии в Королевском колледже Лондона.

После окончания школы W. Bowman поступил в медицинскую школу Бирмингема, где специализировался на хирургии под руководством W.A. Betts, главного хирурга Бирмингемского госпиталя. Одновременно он начал работать в операционной, а также участвовать в аутопсиях и физиологических экспериментах, проводимых J. Hodgson, который позже был избран президентом Королевского колледжа хирургов Англии. Тогда же одним из бирмингемских терапевтов W. Bowman был подарен первый микроскоп.

Желая стать членом Королевского колледжа хирургов, W. Bowman перебрался в Лондон, где начал работать в медицинском департаменте Королевского колледжа. Тогда же W. Bowman начал сотрудничать с профессором физиологии R.B. Todd, под руководством которого начал выполнять научные исследования. R.B. Todd опубликовал Энциклопедию анатомии и физиологии – одну из первых, содержащих гистологические описания; в ее третьем томе статьи о слизистых оболочках, мышцах и их движении, а также о тельцах Пачини принадлежат перу W. Bowman, который также подготовил многие иллюстрации (W. Bowman обладал талантом художника).

В процессе подготовки данного издания W. Bowman непосредственно осуществлял подготовку микроскопических препаратов кожи, всех органов чувств, кишечной стенки, эндокринных желез, легких, печени, почек, мышц, а также костной и хрящевой ткани. Работая над этими препаратами, W. Bowman одним из первых описал жировую болезнь печени, в той работе же им постулирована роль клеток как “природных лабораторий”. Данная публикация считается пионерской также и потому, что в ней впервые приведены результаты применения микроскопии для описания патологических изменений органов. Позже R.B. Todd и W. Bowman выпустили еще одно фундаментальное руководство – “Физиологическая анатомия и физиология человека”.

В 1838 г. W. Bowman посетил Париж, Вену, а также ряд городов Германии и Голландии, где ознакомился с работой ряда медицинских учреждений. Это путешествие он совершил совместно с F. Galton, учеником J. Hodgson, двоюродным братом Ч. Дарвина, позже ставшим основателем евгеники.

В 1840 г. W. Bowman успешно сдал экзамены на членство в Королевском хирургическом обществе, в 1844-м – стал почетным членом. Исследования с использованием микроскопии оставались приоритетными в его работе – им был описан ряд новых гистологических структур, а качество изготавленных им препаратов и рисунков к них не уступало выполненным позже, в ХХ в. с применением значительно более совершенной микроскопической техники. Им впервые были выделены и подробно охарактеризованы с гистологической точки зрения как самостоятельный вариант ткани поперечно-полосатые мышцы.

W. Bowman работал как с нативными гистологическими препаратами, так и с фиксированными в этиловом спирте и растворе аммиака с последующим выдержкой их в соляных растворах. Используя эти методы, W. Bowman подробно описал слизистые оболочки и структуру почечного клубочка. В 1842 г. на заседании Королевского общества W. Bowman представил свою работу “О структуре и назначении мальпигиевых телец почки с характеристикой кровоснабжения данной структуры”, удостоенную золотой медали. В 1840 г. им также была опубликована этапная статья “Хирургия”, обобщившая опыт хирургического лечения заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата, артерий, глаз, а также ран, ожогов и грыж.

В последующем W. Bowman сосредоточился преимущественно на изучении проблем офтальмологии, работая в Королевском офтальмологическом госпитале Лондона (в настоящее время – офтальмологическая клиника Moorfields). Он описал роговицу, в т. ч. ее переднюю эластическую мембрану, радиальные волокна цилиарной мышцы. W. Bowman одним из первых стал применять в клинической практике офтальмоскоп, изобретенный в 1851 г. Г. Гульмгольцем (Hermann von Helmholz). Он разработал технику ряда хирургических вмешательств для лечения катаракты и по имплантации искусственного хрусталика, а также для лечения обструкции слезных каналов.

Достижения W. Bowman в области клинической и хирургической офтальмологии весьма велики, в связи с чем его нередко считают в большей степени офтальмологом, чем выдающимся гистологом, во многом обеспечившим прорыв во внедрении микроскопической техники в морфологию и описавшим значительное количество ранее не известных гистологических структур. С именем W. Bowman наряду с капсулой почечного клубочка связывают также и описание ряда анатомических образований органа зрения, в частности переднюю мембрану роговицы (мембрана Боумена). Кроме того, именем W. Bowman названы железы обонятельного эпителия.

W. Bowman вел широкую общественную деятельность. В 1880 г. им было основано Офтальмологическое общество, позже трансформированное в Королевский колледж офтальмологов Великобритании (Royal College of Ophtalmologists).

Заслуги W. Bowman в деле лечения пациентов и научных исследованиях были высоко оценены. В 1884 г. королевой Англии Викторией ему был присвоен титул баронета. Среди друзей W. Bowman были Флоренс Найнтингейл и Чарльз Дарвин. Умер W. Bowman в 1884 г.


Similar Articles


Бионика Медиа