Renal function and heart valve calcification in postmenopausal women


N.A. Mukhin, L.A. Alekseeva, V.S. Babanin, E.D. Dokina, L.O. Minushkina

1 State Budgetary Educational Institution of High Professional Education “First Moscow State Medical University n.a. I.M. Sechenov” Ministry of Health and Social Development of Russian Federation.
Aim. Assessment of renal functional status, prevalence of heart valve calcification and disorders of mineral bone density in posmenopausal women.
Methods. 189 postmenopausal women were included into the study. Heart valve calcification was assessed be echocardiography. In all patients renal functional parameters and mineral bone density were measured.
Results. 4,9% of postemenopausal without heart valve disease had early stages of chronic kidney disease (CKD), 23,3% of them had heart valve calcification. Decrease of glomerular filtration rate (ПАК) correlated with severity of disorders of mineral bone density. CKD signs were most prominent in women with calcified aortal stenosis and calcification of heart valves.
Conclusion. Postmenopausal women demonstrate association between CKD, decrease of mineral bone density and heart valve calcification.

Введение

В последние десятилетия в экономически развитых странах отмечается увеличение продолжительности жизни населения, тем не менее сопряженное с ростом распространенности сердечно-сосудистых заболеваний, а также сахарного диабета (СД) и ожирения, что во многом обусловливает увеличение числа лиц, имеющих хроническую болезнь почек (ХБП). Доказано, что даже ранние стадии почечного поражения ассоцииро­ваны с заметным повышением общей и кардиоваскулярной смертности [1—4].

Закономерный рост риска и частоты сердечно-сосудистых осложнений на различных стадиях хронической почечной недостаточности продемонстрирован во многих исследованиях [5, 6]. Установлено, что у пациентов с ХБП, находящихся на заместительной почечной терапии, значительно чаще, чем в общей популяции, развивается кальцификация сосудов и клапанов сердца, сопряженная с нарушениями минеральной плотности кости. Показано, что кальцификация клапанов сердца тесно связана с сосудистой кальцификацией и является четким маркером риска повышенной смертности у больных, находящихся на диализе [7, 8].

В общей популяции кальцификация внутрисердечных структур является достаточно частой находкой при эхокар­диографических исследованиях. Крайнюю степень выра­женности кальцификации клапанных структур представляет кальцинированный аортальный стеноз (КАС), развивающийся у лиц старше 50 лет. В патогенезе процесса сосудистой каль­цификации наряду с дегенеративными и воспалительными изменениями соединительной ткани обсуждается роль сер­дечно-сосудистых факторов риска и нарушений метаболизма костной ткани [9—11]. Известно, что постменопаузальный период характеризуется высоким риском сердечно-сосуди­стых осложнений и одновременно наиболее высоким риском развития остеопороза.

В связи с этим целью настоящего исследования стало изуче­ние функционального состояния почек, распространенности кальцификации клапанных структур сердца и нарушений минеральной плотности костной ткани (МПК) у женщин в постменопаузе.

Материал и методы

В исследование включены 189 женщин, находившихся в постменопаузе. Ориентируясь на результаты эхокардиографии (ЭхоКГ), были сформированы следующие группы пациентов: первая (n = 109) — без кальцификации клапан­ных структур сердца, вторая (n = 33) — с кальцификацией клапанных структур без формирования порока сердца; третья (n = 47) — с КАС. Все больные наблюдались в ФГБУ “Поликлиника № 1” УД Президента РФ с ежегодным дис­пансерным обследованием.

Женщины, не имевшие порока сердца, были обследова­ны одномоментно. В эту группу не включались пациенты с клиническими и/или эхокардиографическими признаками хронической ревматической болезни сердца, врожденными пороками сердца, перенесшие инфекционный эндокардит, с системными заболеваниями соединительной ткани, остеома­ляцией, прогрессирующими онкологическими заболевания­ми, а также женщины, принимавшие статины и препараты, использующиеся для лечения остеопороза.

По результатам ЭхоКГ на основании повторных совпадаю­щих заключений независимых специалистов функциональной диагностики на протяжении последних двух лет обследования в поликлинике выявлялись женщины с кальцификацией кла­панных структур сердца. Для оценки достоверных изменений учитывались только умеренно выраженные или выраженные ЭхоКГ-признаки кальцификации.

Больные с КАС наблюдались в кардиоревматологическом отделении поликлиники, не имели ревматической лихорадки и инфекционного эндокардита в анамнезе.

Использовались общеклинические методы обследования, включая антропометрические измерения (рост, масса тела, индекс массы тела [ИМТ]).

Протокол ЭхоКГ включал исследование структур сердца в М-, В- и допплеровском режиме из стандартных позиций на аппаратах Vivid7 (компания General Electrics) и FnVisot CHD, (фирма Philips).

Для оценки минеральной плотности кости использовалась рентгеновская денситометрия поясничного отдела позвоночни­ка на уровне L1—L4 и бедренных костей, которая проводилась на аппарате Hologic QDR-4500A. Исследование осуществлялось по стандартной схеме. Диагностика остеопороза включала использование Т-критерия и нормативов ВОЗ (1994).

Использованные лабораторные методы обследования включали оценку функции почек с определением уровней креатинина и мочевой кислоты с расчетом СКФ по формуле Cockroft—Gault, липидного профиля, показателей кальциевого метаболизма (общий кальций, фосфор, щелочная фосфатаза, паратиреоидный гормон, витамин D 25OH).

Статистическую обработку результатов проводили с помощью пакета прикладных статистических программ STATISTICA (StatSoft, version 6.0) и пакета средств Microsoft Office 2010. Для сравнения групп применяли анализ качественных признаков критерий Хи-квадрат и точный коэффициент Фишера, также для анализа зависимостей коэффициент ранговой корреляции Спирмена. При описании выборок вычисляли средние значения (М) и стандартные отклонения (SD), а для сравнения групп использовали t-критерий Стьюдента. В графиках представле­ны 95 % доверительные интервалы. Для всех статистических критериев выбран уровень значимости менее 0,05.

Результаты и обсуждение

Большая часть пациентов, не имевших кальцификации клапанных структур, находились в возрастных группах 51—60 и 61—70 лет, а максимальное число женщин с кальцификацией клапанных структур относились к возрастной группе 71—80 лет. Преобладающее число больных с КАС находились в возрастной группе от 81 до 90 лет. Различия групп по среднему возрасту оказались достоверными (р < 0,05).

Все изменения клапанных структур локализовались исклю­чительно в левых отделах сердца. Преобладали сочетанные поражения колец и створок, частота которых составила 64 %. Изолированной кальцификации створок клапанов не отмечено. Кальцификация аортального кольца и створок аортального клапана встречалась значительно чаще, чем соответствующих структур митрального клапана (р < 0,001). Распространенность КАС у женщин в постменопаузе в возрасте старше 50 лет соста­вила 0,5 % (47 из 9342 женщин, наблюдаемых в поликлинике).

Нами проведена оценка распространенности основных фак­торов риска развития ХБП и сердечно-сосудистых осложнений у женщин в исследованных группах (табл. 1).

Таблица 1. Факторы риска развития ХБП и сердечно-сосудистых осложнений.

р * - сравнение группы с кальцификацией клапанных структур сердца с группой без кальцификации; р ** - сравнение группы с кальцификацией клапанных структур сердца с группой с КАС;р *** - сравнение группы без кальцификации структур сердца с группой с КАС.

Распространенность артериальной гипертении (АГ) у женщин с кальцификацией клапанных структур сердца (42 %) была выше, чем у женщин, не имевших ее (31 %), достигнув стати­стически значимых различий при аортальном стенозе (68 %).

Дислипидемия, избыточная масса тела, ожирение, курение одинаково часто выявлялись во всех группах независимо от наличия кальцификации.

У женщин с диагнозом КАС достоверно чаще, чем у пациен­тов двух других сравниваемых групп (р < 0,05), выявлялись СД 2 типа, ХБП, а частота выявления гиперурикемии оказалась выше у пациентов с внутрисердечной кальцификацией (табл. 2).

Таблица 2. Распространенность поражения почек.

р * - сравнение группы с кальцификацией клапанных структур сердца с группой без кальцификации; р ** - сравнение группы с кальцификацией клапанных структур сердца с группой с КАС; р *** - сравнение группы без кальцификации структур сердца с групой с КАС.

В группах с кальцификацией и без кальцификации клапанных структур сердца уровень креатинина крови колебался от 51,7 до 124.1 и от 51,0 до 112,6 мкмоль/л соответственно, не превысив границ нормы. Средний уровень сывороточного креатинина у женщин с кальцификацией клапанных структур не отличался от такового в группе без кальцификации (р = 0,18). У больных с КАС уровень креатинина был статистически достоверно выше (р < 0,05), чем у женщин с кальцификацией без порока и без кальцификации клапанных структур сердца (табл. 3).

Таблица 3. Лабораторные показатели.

р * - сравнение группы с кальцификацией клапанных структур сердца с группой без кальцификации; р ** - сравнение группы с кальцификацией клапанных структур сердца с группой с КАС;р *** - сравнение группы без кальцификации структур сердца с группой с КАС; • - исследования выполнены 34 больным.

СКФ, рассчитанная по формуле Cockcroft—Gault, в группе без кальцификации клапанных структур сердца составила от 53,1 до 131,35 мл/мин, в группе с кальцификацией клапан­ных структур колебалась от 39,11 до 88,30 мл/мин; в группе с КАС — от 14,01 до 98,92 мл/мин. Средние значения СКФ, рассчитанные по формуле Cockcroft—Gault, в группе с каль­цификацией клапанных структур сердца оказались достоверно ниже, чем в группе без кальцификаций (р < 0,05), у больных с КАС достоверно не отличались от СКФ в группе с кальци­фикацией клапанных структур без порока сердца (р = 0,23).

Нами были констатированы достоверно более высокие уровни фосфора, мочевой кислоты в сыворотке крови и большая распространенность гиперурикемии у женщин с кальцификацией клапанных структур сердца (как с пороком сердца, так и без порока). Выявлено сочетание этих изменений с более низкими значениями СКФ, что закономерно для ХБП.

У пациентов исследуемых групп отмечены близкие значения уровней общего кальция сыворотки крови, которые находились в пределах нормальных величин. В то же время у большинства исследованных больных старшего возраста, особенно в группе с КАС, были выявлены низкие концентрации витамина D 25ОН (менее 50 нмоль/л), что характерно для данной возра­стной категории. Также у пациентов с аортальным стенозом обнаружены статистически достоверно более высокие уровни паратиреоидного гормона (р < 0,001).

По результатам рентгеновской денситометрии нарушения МПК, преимущественно остеопороз, выявлены среди 88 % женщин с кальцификацией клапанных структур сердца (без порока) и 87 % женщин с КАС. Распространенность нарушений МПК у женщин без кальцификации клапанных структур, для которых была характерна остеопения, составила 67 % (р < 0,05).

Нами была выявлена корреляционная связь степени сни­жения скорости клубочковой фильтрации (СКФ) и выражен­ности нарушений минеральной плотности кости у женщин в постменопаузе без пороков сердца (для поясничного отдела позвоночника r = 0,2230; р = 0,0076, бедренной кости r = 0,2848; р = 0,0006) (рис. 1).

Рисунок 1. Корреляционные связи степени выраженности МПК (по Т-критерию) и СКФ у женщинв постменопаузе (n=142).

Очевидная связь степени выраженности кальцификации клапанных структур сердца с возрастом может свидетельство­вать о роли возрастной дегенерации соединительнотканных структур сердца в этом процессе. Известно, что длительно существующая артериальная гипертензия может способствовать формированию кальцификации структур сердца в местах, наиболее подверженных механическому воздействию, что объясняет преимущественную локализацию кальцификации в зоне аортального клапана.

В проведенном нами исследовании удалось показать зна­чительное распространение нарушений МПК у женщин с кальцификацией клапанных структур сердца, что может сви­детельствовать об общности патогенеза нарушений костного метаболизма и процессов кальцификации соединительной ткани сердца. По мере снижения СКФ происходит уменьшение плотности кости. Это подтверждает наличие четких связей функционального состояния почек и костного метаболизма.

Снижение функциональной способности почек также следует учитывать как фактор, способствующий возникновению сер­дечно-сосудистой кальцификации, усугубляющий, возможно, ускоряющий развитие кальцификации клапанных структур и формирование КАС, и как фактор, усиливающий степень нарушений МПК.

На основании результатов проведенного исследования и литературных данных можно представить следующие взаимосвязи факторов риска сердечно-сосудистых осложнений и процесса кальцификации клапанных структур сердца у женщин в пост­менопаузе (рис. 2). Среди факторов риска сердечно-сосудистых осложнений наиболее значимыми являются возраст, артериаль­ная гипертензия, дислипидемия. Под влиянием этих факторов формируется начальная стадия ХБП со снижением клубочковой фильтрации и повышением уровней фосфора и паратиреоидного гормона в крови. Роль гиперфосфатемии и гиперпаратиреоза в развитии внутрисердечной кальцификации при терминальной стадии почечной недостаточности известна давно, а при начальных нарушениях функции почек стала предметом особенно активного обсуждения в последние годы [12].

Рисунок 2. Кардиоренальные взаимоотношения у женщин в постменопаузе.

Формирующийся гиперпаратиреоз способствует усилению нарушений минеральной плотности кости, развивающихся на фоне снижения уровня эстрогенов у женщин в постменопау­зе. В свою очередь нарушения минеральной плотности кости усиливают остеобластную активность в соединительной ткани, способствуя развитию и прогрессированию процесса кальци­фикации в сердце, преимущественно аортального клапана как наиболее механически травмируемой клапанной структуры сердца. Кальцинированный аортальный стеноз с последующим развитием хронической сердечной недостаточности и неиз­бежным ухудшением функции почек замыкает порочный круг прогрессирования кальцификации клапанных структур сердца.

Таким образом, кальцификацию клапанных структур сердца (до развития аортального стеноза) следует расценивать как самостоятельный фактор риска сердечно-сосудистых ослож­нений, что обосновывает необходимость выявления начальных форм почечной дисфункции и нарушений МПК у женщин в постменопаузе для своевременного профилактического лечения.

Обобщая результаты опубликованных исследований, можно предположить, что модификация факторов риска влияет на сроки развития кальцификации клапанных структур и форми­рования КАС. Эту концепцию подтверждают данные проведен­ного нами исследования, в котором распространенность КАС у женщин с гипертонической болезнью и другими факторами риска сердечно-сосудистых осложнений, находившихся на активном наблюдении и лечении в поликлинике, составила 0,5 %, что существенно ниже, чем по данным больших попу­ляционных исследований [13].

Наличие кальцификации клапанных структур сердца и/или кальцинированного аортального стеноза у женщин в постмено­паузе можно рассматривать как показание к более детальному обследованию, направленному на уточнение функции почек, в т. ч. расчета СКФ, с последующей коррекцией модифицируе­мых сердечно-сосудистых факторов риска. Результаты нашего исследования согласуются с представлениями о сочетанных патологических изменениях костной и сердечно-сосудистой систем, наблюдающихся уже на ранних стадиях ХБП [14], начальные признаки которой характеризуются снижением СКФ и выявляются у женщин с кальцификацией клапанных структур сердца еще до формирования порока сердца.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что у 4,9 % женщин в постменопаузе, не имеющих пороков сердца, выявляются начальные стадии ХБП, а у 23,2 % из них обнаруживается кальцификация клапанных структур сердца. У женщин в постменопаузе степень снижения СКФ имеет прямую корреляционную связь с выраженностью нарушений МПК. Наиболее значимые изменения функци­онального состояния почек отмечались в постменопаузе у женщин с КАС, а также с кальцификацией клапанных структур сердца без формирования порока сердца.

Полученные нами данные могут служить еще одним дока­зательством важности раннего обнаружения признаков ХБП (микроальбуминурия, снижение СКФ) у больных с различными заболеваниями, прогрессирование которых можно задержать соответствующими воздействиями. Безусловно реализация такого подхода наиболее эффективна при активном диспан­серном наблюдении.


About the Autors


Mukhin N.A. – academician of Russian Academy of Science and Russian Academy of Medical Sciences, head of therapy and professional diseases department of Preventive medicine faculty, director of nephrology, internal and professional diseases clinic n.a. E.M. Tareev University clinical hospital #3 at State Budgetary Educational Institution of High Professional Education “First Moscow State Medical University n.a. I.M. Sechenov” Ministry of Health and Social Development of Russian Federation. Ph.D., professor.
Alekseeva L.A. – professor, Scientific lead on therapy at Federal State Budgetary Institution “Outpatient clinic #1” Department of Presidential Affairs, Ph.D.
Babanin V.S. – head rheumatologist at Federal State Budgetary Institution “Outpatient clinic #1” Department of Presidential Affairs, Ph.D.
E-mail: vasily.babanin@gmail.com;
Dokina E.D. – head of functional-diagnostics department at Federal State Budgetary Institution “Outpatient clinic #1” Department of Presidential Affairs, Ph.D.;
Minushkina L.O. – professor at department of cardiology and general therapy with nephrology course at Federal State Budgetary Institution Educational- Research Medical Center Department of Presidential Affairs, Ph.D.


Similar Articles


Бионика Медиа