Введение
Идиопатическая гиперкальциурия (ИГКУ) – полигенно наследуемое мультифакторное заболевание, впервые описанное в 1953 г. [1]. ИГКУ характеризуется повышенной экскрецией кальция с мочой на фоне нормального содержания этого катиона, как и паратиреоидного гормона, в плазме крови. Частота данного метаболического нарушения в детской популяции, по данным разных авторов, колеблется от 2 до16% [2, 3], достигнув в некоторых регионах 38% [4]. ИГКУ является одной из основных причин развития уролитиаза уже в детском возрасте [5, 6]. При этом частота ИГКУ у детей с уролитиазом достигает 40–80% [7–9]. Наряду с калькулезными симптомами у детей с ИГКУ часто отмечают и другие клинические, а также лабораторные проявления. Среди них – инфекции мочевой системы, нейрогенные расстройства мочеиспускания, болевой абдоминальный синдром, а также микро- и макрогематурия [10–15].
Гематурия является наиболее частым «некалькулезным» проявлением у детей с ИГКУ. По данным ряда исследователей, она обнаруживается у 30–37% детей с гематурией [16–19].
Целью нашего исследования стало выявление пациентов с ИГКУ среди детей, имеющих персистирующую гематурию (ГУ).
Материал и методы
В исследование включены 65 детей в возрасте от месяца до 15 лет с выявленной за 2012–2014 гг. ПГ. От всех пациентов или их родителей было получено информированное согласие на участие в исследовании.
У детей оценивали генеалогический анамнез, соматический статус с выявлением болевого, дизурического, отечного синдромов, проводили общеклиническое исследование крови и мочи, функциональные пробы почек. Биохимические исследования включили определение в сыворотке крови содержания общего белка и его фракций, мочевины, креатинина, липопротеидов, холестерина, кальция и фосфора, а также содержания в моче кальция, фосфора, мочевой кислоты и креатинина. Проведен расчет соотношения кальция к креатинину мочи (кальций/креатининовый коэффициент – ККК). ИГКУ диагностировали по уровню ККК более 0,2 при нормальном содержании кальция в плазме крови. Всем детям было проведено ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря, по показаниям применялись рентгенконтрастные методы исследования: экскреторная урография и микционная цистография.
Статистическая обработка материала проведена методами вариационной статистики с использованием пакета статистической программы «Statistica 6,0 for Windows». Вычислена средняя арифметическая величина и ее стандартное отклонение (М±m). Достоверность различий количественных признаков, имеющих нормальное распределение, анализировали с помощью t-критерия Стьюдента. В случае ненормального распределения вариационного ряда использован χ2 критерий Пирсона. Значения р<0,05 рассматривали как значимые.
Результаты исследования и их обсуждение
Средний возраст обследованных детей составил 6,5±1,3 года. По возрасту дети распределились следующим образом: до года – 1 (1,5%) ребенок, от года до 3 лет – 23 (35,4%) пациента, от 4 до 6 лет – 21 (32,3%), от 7 до 14 лет – 19 (29,2%) и старше 14 лет – 1 (1,5%). Мальчиков было 20 (30,8%), девочек – 45 (69,2%; p<0,05).
Оценка генеалогического анамнеза показала, что 37 (56,9%) детей с гематурией имели отягощенный семейный анамнез по мочекаменной болезни (МКБ), при этом 16 пациентов (24,6%) имели родственников с уролитиазом в первой линии родства, 19 (29,2%) – второй и 2 ребенка имели отягощенную наследственность по МКБ как по первой, так и по второй линии родства. У 14 (21,5%) детей была выявлена отягощенная наследственность по инфекции мочевой системы.
Анализ сопутствующей патологии у обследованных нами детей, как следует из таблицы, показал сочетание ГК с МКБ у 21,5% пациентов, с инфекциями мочевой системы – у 50,8%, с аномалиями органов мочевой системы – у 23,1% и с нейрогенными расстройствами мочеиспускания – у 10,8%.
Оценка клинических проявлений у детей с выявленной ПГ, как видно из той же таблицы, показала, что наиболее часто определялись умеренные проявления отечного синдрома – у 50,8% пациентов. У 24,6% детей гематурия сопровождалась болевым синдромом, при этом 15,4% пациентов предъявляли жалобы на боли в животе и 9,2% – в поясничной области.
У 44,6% обследованных детей определялись дизурические расстройства. Из них 12,3% пациентов отмечали болезненные мочеиспускания, 7,7% – предъявляли жалобы на недержание мочи, у 20% – была выявлена олигурия и 4,6% отмечали наличие императивных позывов к мочеиспусканию. У 7,7% детей клиника заболевания сопровождалась макрогематурией. В то же время у 13,8% пациентов гематурия протекала бессимптомно.
Результаты лабораторных исследований показали наличие мочевого синдрома в виде протеинурии у 15,4% детей с ПГ, лейкоцитурии – у 18,5%. Гиперстенурия регистрировалась у 35,4% таких детей. В мочевом осадке у 33,8% детей с ПГ отмечена кристаллурия, статистически значимо чаще представленная солями щавелевой кислоты: оксалаты были обнаружены у 72,7% детей с кристаллурией (p<0,05). Фосфатурия и уратурия регистрировались значительно реже – у 18,2 и 9,1% пациентов соответственно (см. рисунок).
ИГКУ была выявлена у 27 детей, что составило 41,5% от числа обследованных детей и соответствует результатам ряда исследований. Характерно, что наибольшей величины этот показатель достиг у детей возрастной группы 4–6 лет (ККК= 0,58±0,06).
Причины, обусловливающие такую высокую частоту ИГКУ на фоне ПГ у детей, до конца не выяснены, но существует гипотеза, согласно которой в основе развития гематурии при ИГКУ лежит процесс микрокристаллизации, который возникает в результате повышения содержания Ca2+ в почечной ткани. Образующиеся при этом микрокристаллы механически повреждают эпителий почечных канальцев и вызывают у детей гематурию, как и ряд других характерных для ИГКУ симптомов [20].
Выводы
Таким образом, более 50% детей с ПГ имеют отягощенный семейный анамнез по уролитиазу. Наиболее часто гематурия у детей сочетается с инфекциями мочевой системы, МКБ и аномалиями развития органов мочевой системы. Клинически гематурия чаще проявляется отечным (50,8%) и дизурическим (44,6%) синдромами, а лабораторно – кристаллурией – преимущественно в виде оксалурии (33,8%) – и гиперстенурией (35,4%). ИГКУ регистрируется у 41,5% детей с ПГ, что позволяет предположить наличие связи между данными патологическими проявлениями.