The costs of chronic kidney disease in Russian Federation


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/nephrology.2021.4.30-38

O.N. Kotenko, V.V. Omelyanovskiy, V.I. Ignatyeva, Е.Е. Yagnenkova, E.I. Rumyantseva

1) Moscow City Scientific and Practical Center for Nephrology and Transplanted Kidney Pathology, City Clinical Hospital №52 of the Moscow Healthcare Department, Moscow, Russia; 2) Center for Expertise and Quality Control of Medical Care, Moscow, Russia; 3) Russian Medical Academy of Continuing Professional Education, Moscow, Russia; 4) Financial Research Institute, Moscow, Russia; 5) ANO “National Center for Health Technology Assessment”, Moscow, Russia; 6) Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia
Background. The chronic kidney disease (CKD) is one of the leading causes of disability and mortality and the main challenges for health care.
Objective. To assess medical costs attributable to CKD from the position of public health payer in Russian Federation.
Methods. We modelled the CKD costs depending on disease stage. The number of medical services provided and administered drugs were defined based on clinical guidelines and published Russian and international research. The price for medical services was based on public health insurance tariffs and for drugs – on governmental procurement. The total amount and structure of costs for the whole population were evaluated based on the prevalence according to the number of diagnoses registered during outpatient medical encounters and expected prevalence according to the epidemiologic research.
Findings. The annual medical cost per patient covered by the public health payer varied from 0,87 thousand RUR at stage 1 to 20,97 thousand RUR at stage 4, reaching 945,01 thousand RUR at stage 5. The total costs for the whole population were estimated between 111,9 – 200 bln RUR, depending on the chosen approach to estimate the prevalence, with the number of patients at stage 5 and renal replacement therapy being the main cost drivers.
Conclusion. The average annual costs per patient with CKD stage 5 are above 950 thousand RUR, surpassing the costs of stages 1 – 4 more than 20 times. Thus, it appears highly probable that costs of interventions aimed at controlling and slowing down the CKD progression would be compensated by decreasing the late-stage costs.

Введение

Хроническая болезнь почек (ХБП) – одна из ведущих причин утраты здоровья и смертности: в 2017 г. число пациентов с этим заболеванием во всем мире достигло почти 700 млн, а для 1,2 млн оно стало причиной смерти, опередив по этому показателю ВИЧ или туберкулез [1]. Ожидается, что к 2040 г. ХБП займет 5-е место среди ведущих причин смерти во всем мире, при наиболее благоприятном прогнозе от этого заболевания в год будут умирать 2,2 млн человек, при наихудшем – 4 млн [2].

Заместительная почечная терапия (ЗПТ) стала жизнеспасающим, но чрезвычайно затратным способом лечения для пациентов на последней стадии ХБП. По оценкам исследователей, в течение года ЗПТ во всем мире получают более 2,6 млн человек, при этом как минимум еще столько же пациентов нуждаются в ней, но не могут получить доступ из-за экономических и ресурсных ограничений [3]. Проведенные ранее зарубежные исследования также продемонстрировали значительный экономический ущерб, обусловленный ХБП, для государства и общества [4, 5].

Таким образом, ХБП – чрезвычайно серьезная проблема для системы здравоохранения, требующая принятия взвешенных и рациональных управленческих решений, основанных в т.ч. на оценке экономических показателей. Но при этом имеющаяся информация о данном заболевании, включая обусловленные им затраты, ограниченна и разрозненна [1, 4–6]. В РФ была проведена оценка экономического бремени ХБП в 2014 г., однако за прошедшие годы ситуация значительно изменилась, в т.ч. и подходы к оплате медицинской помощи [7].

Целью настоящего исследования стало проведение оценки медицинских затрат, обусловленных ХБП, в РФ с позиции государства.

Материал и методы

В рамках исследования были рассчитаны средние годовые затраты на оказание медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях и лекарственную терапию в амбулаторных условиях на одного пациента с ХБП в зависимости от стадии заболевания. Стоимость единицы объема медицинской помощи была рассчитана на основании оценки величины соответствующих тарифов в системе ОМС (обязательное медицинское страхование) в 2021 г. в среднем по РФ по действующим нормативным правовым документам [8–11]. Стоимость лекарственных препаратов оценивалась на основании анализа государственных закупок и среднесуточных определенных доз (DDD) лекарственных препаратов [12].

Для расчета затрат на медицинскую помощь использованы данные о частоте посещений и госпитализаций в круглосуточный стационар в среднем на одного пациента с ХБП в зависимости от стадии заболевания, полученные в результате анализа деперсонифицированных данных, извлеченных из реестров счетов, оплаченных страховой компанией [13]. Значения параметров, использованных для расчета затрат на медицинскую помощь за исключением ЗПТ, показаны в табл. 1.

31-1.jpg (47 KB)

Стоимость одного сеанса гемодиализа или суток обмена при перитонеальном диализе в модели рассчитана как средневзвешенная стоимость данных услуг по тарифным соглашениям ОМС в 21 субъекте РФ (всего в этих регионах проживают 62% пациентов на диализе, по данным отчета Российского диализного общества [РДО] за 2014–2018 гг.) [14]. Для пациентов на перитонеальном диализе учитывался ежедневный обмен, для гемодиализа учитывали три сеанса в неделю в соответствии с данными РДО о частоте его выполнения [14]. Для пациентов, у которых диализ начинался в моделируемом году, учитывали в среднем 6 месяцев ЗПТ. Для пациентов, продолжающих диализ, вводилась поправка на долю умерших в течение моделируемого года, которым также предполагалось проведение ЗПТ в течение 6 месяцев. Смертность среди пациентов на ЗПТ была оценена на основании данных о числе пациентов на соответствующих видах ЗПТ в течение 2014–2018 гг., по данным РДО [14] Также учитывали затраты на установку/замену диализным пациентам доступа по соответствующему тарифу ОМС для дневного стационара. У пациентов, начинающих диализ, учитывался полный тариф, продолжавшим диализ вводился поправочный коэффициент, соответствовавший вероятности возникновения потребности в замене доступа по литературным данным (табл. 2) [15, 16].

32-1.jpg (140 KB)

Стоимость трансплантации почки была принята равной среднему нормативу финансовых затрат при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, – 991 870 руб. [9]. Для пациентов с трансплантацией в моделируемом году учитывались затраты на проведение диализа в течение 6 месяцев, при этом доля перитонеального диализа была принята, равной 16,32%, что основывалось на усредненной оценке доли пациентов в листах ожидания на перитонеальный диализ и гемодиализ, которым была выполнена трансплантация по сведениям, представленным в отчете РДО [14].

Для расчета затрат на лекарственную терапию на основании российских клинических рекомендаций сформирован перечень групп лекарственных препаратов (ЛП), которые должны назначаться пациентам с ХБП 1–4-й стадий в амбулаторных условиях [17]. С учетом ограниченности российских данных о реальной практике ведения пациентов с ХБП частота назначения препаратов этих групп была смоделирована в два этапа (табл. 3). На первом этапе оценка сделана на основании указаний клинических рекомендаций и сведений о частоте развития системных осложнений ХБП [17–22]. На втором этапе полученная оценка скорректирована в соответствии с найденными результатами российских исследований по частоте назначения ЛП отдельных групп [23–25].

Далее были рассчитаны затраты на лекарственную терапию для каждого из разработанных вариантов. Но, поскольку целью исследования была оценка затрат с позиции государства, в итоге учитывалась только часть затрат, которая могла быть понесена в рамках льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО). ХБП не является заболеванием, при котором пациент получает право на бесплатное обеспечение ЛП в амбулаторных условиях, поэтому право на ЛЛО возникает у данных пациентов только при присвоении инвалидности. Каких-либо данных о частоте признания пациентов с ХБП инвалидами найдено не было, поэтому был сделан ряд допущений. В соответствии с количественной системой оценки степени выраженности стойких нарушений функций, используемой при принятии решения об инвалидности, пациент с ХБП 3б стадии может быть признан инвалидом III группы, 4-й стадии – инвалидом II группы, но при этом также должно иметься выраженное ограничение жизнедеятельности [26]. Исходя из этих критериев, доля пациентов, получавших соответствующую группу инвалидности, была принята равной нижней границе оценки частоты развития анемии: 20% при 3б-стадии и 50% при 4-й стадии [17]. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 бесплатно лекарства предоставляются неработающим инвалидам II группы, с 50%-ной скидкой – работающим инвалидам II и инвалидам III групп, признанным безработными [27]. По данным Росстата, уровень занятости среди инвалидов II группы составляет 5,8%, уровень безработицы среди инвалидов III группы – 17,6% [28]. Основываясь на всех этих данных, был рассчитан поправочный коэффициент, отразивший долю затрат на лекарственную терапию, которую будет нести государство: 1,76% для 3б стадии, 48,55% для 4-й.

При расчете затрат на всю популяцию использованы оценки средних затрат на лекарственную терапию, полученные при оценке частоты их назначения с коррекцией на реальные данные и с учетом поправочных коэффициентов на оплату через ЛЛО.

Пациентам с 5-й стадией ХБП может быть присвоена инвалидность I–II групп, и с учетом тяжести их состояния, вероятно, они все имеют инвалидность и получают ЛП бесплатно. Затраты на лекарственную терапию для пациентов с 5-й стадией в течение месяца были приняты равными величине тарифа ОМС для дневного стационара для оплаты лекарственного обеспечения – 43 176 руб. При расчете затрат сделана поправка на долю умерших в течение года, получавших эту терапию в среднем в течение 6 месяцев. Среди пациентов с 5-й стадией, не получавших ЗПТ, вероятность смерти в течение года была принята равной 39,7% (расчетная величина на основании опубликованных данных) [29]. В отношении пациентов с трансплантатом учитывались затраты на иммуносупрессивную терапию: 143 853 руб. за первые 6 месяцев, в последующем – 106 555 руб. за год. Эти затраты рассчитаны на основании рекомендаций о проведении иммуносупрессивной терапии и литературных данных о наиболее часто используемых схемах [30–33].

В отношении пациентов с новой трансплантацией также были учтены затраты в течение 6 месяцев на лекарственную терапию, как и в отношении всех пациентов с 5-й стадией.

Так как оценка затрат для пациентов с 5-й стадией существенно различалась в зависимости от проводимой ЗПТ, была рассчитана средневзвешенная величина. Соотношение числа пациентов в зависимости от длительности и вида проводимой ЗПТ рассчитано на основании данных за 2018 г., число пациентов, не получавших ЗПТ, рассчитано на основании результатов анализа реестров страховых счетов, согласно которому доля пациентов с 5-й стадией, у которых не было счетов за проведение диализа, составила 30% [13, 14].

В завершение исследования рассчитаны затраты на всю популяцию пациентов с ХБП. В нескольких российских эпидемиологических исследованиях показано, что в настоящий момент многим пациентам с ХБП в российской системе здравоохранения диагноз не ставится и, соответственно, не оказывается медицинская помощь в связи с данным заболеванием [25, 34, 35]. С учетом такой ситуации нами смоделировано две популяции пациентов с ХБП: «зарегистрированная» и «реальная». В первом случае распространенность и распределение пациентов по стадиям ХБП смоделированы на основании сведений, полученных М.М. Батюшиным и соавт. при анализе электронных баз данных медицинских карт пациентов, находившихся под амбулаторным наблюдением в Кирове [25]. Во втором случае распространенность оценена на основании мета-анализа результатов зарубежных эпидемиологических исследований, выполненного N.R. Hill et al., а распределение по стадиям – в соответствии с оценкой ведущих российских клинических экспертов [6]. Параметры, использованные при моделировании, показаны в табл. 4.

33-1.jpg (134 KB)

Численность взрослого населения в настоящем исследовании принята равной 115,8 млн человек, что соответствует оценке Росстата по состоянию на 01.01.2021 [36].

Результаты

Общие медицинские затраты за год в среднем на 1 пациента возрастали от 3,6 тыс. руб. при 1-й стадии до 35,2 тыс. руб. при 4-й, при этом доля затрат на лекарственную терапию составила 62–79% (рис. 1).

34-1.jpg (61 KB)

Средневзвешенные затраты на 1 пациента с 5-й стадией ХБП составили 945 014 руб., из них на лекарственную терапию пришлось 44,7% (табл. 5).

При анализе с позиции государства рост затрат в зависимости от стадии заболевания стал еще более выраженным – от 0,87 тыс. при 1-й стадии до 945,01 тыс. руб. при 5-й. Это связано с тем, что фактически затраты на лекарственную терапию начинают оплачиваться только с 4-й стадии заболевания (рис. 2).

При моделировании варианта «зарегистрированная популяция» общая численность популяции пациентов с ХБП в РФ составила 1,85 млн человек, а обусловленные данным заболеванием медицинские затраты со стороны государства – 111,9 млрд руб. При оценке бремени ХБП по варианту «реальная популяция» численность возрастает до 15,52 млн человек, а затраты превышают 200 млрд. руб. (табл. 6). Обращает на себя внимание непропорциональность роста затрат росту численности популяции, что связано со значительно меньшей долей самой тяжелой и дорогостоящей 5-й стадии в «реальной популяции».

34-2.jpg (49 KB)

Меньшая доля пациентов с 5-й стадией в «реальной популяции» находит свое отражение и в изменении структуры затрат: доля затрат на ЗПТ сокращается с 49 до 39%, но по-прежнему остается ведущим фактором, определяющим величину медицинских затрат на пациентов с ХБП (рис. 3).

35-1.jpg (110 KB)

Анализ распределения медицинских затрат внутри популяции по стадиям также демонстрирует влияние числа пациентов с 5-й стадией на рост затрат, несмотря на то что их доля в «реальной популяции» сократилась на 80% (с 6 до 1%), затраты на оказание им медицинской помощи составили почти 3/4 общих затрат (рис. 4). Прямые медицинские затраты на пациентов с 5-й стадией в «зарегистрированной популяции» составили 104,5 млрд руб. (93,4%), в «реальной» – 146,6 млрд руб. (73,2%).

Обсуждение

Общие медицинские затраты на пациентов с ХБП экспоненциально возрастают от 1-й к 4-й стадии, затраты на пациентов с 5-й стадией превышают затраты на пациентов с 4-й стадией более чем в 20 раз. Государство несет только часть этих затрат, в основном оплачивая лечение на терминальной стадии заболевания, когда возникает потребность в ЗПТ.

В зарубежных исследованиях также отмечается значительный рост затрат на 5-й стадии ХБП, однако разница не столь драматична: в систематическом обзоре исследований, изучавших затраты, обусловленные ХБП, показано, что затраты на 4–5-й стадиях заболевания в 1,3–4,2 раза выше, чем на 3-й стадии [5]. Вероятно, такие различия между результатами нашего исследования и зарубежных могут быть связаны как с различиями в методологии, так и с российскими особенностями оплаты медицинской помощи.

Мы рассматривали только медицинские затраты, обусловленные ХБП, т.к., с одной стороны, на настоящий момент эта оценка наиболее востребована и может быть использована для обоснования и планирования мероприятий, направленных на оптимизацию оказания медицинской помощи пациентам с ХБП. С другой стороны, сведения о популяции пациентов с ХБП и оказываемой им помощи в РФ очень ограниченны и данных, необходимых для оценки других затрат, в открытых источниках нами не было найдено.

Несмотря на значительную величину, нашу оценку затрат на пациента с 5-й стадией ХБП, находящегося на ЗПТ, можно оценить как консервативную. Так, в исследовании, сравнивавшем затратную эффективность различных стратегий ЗПТ, получены еще более высокие оценки затрат в среднем на одного пациента, что отчасти может быть объяснено использованием в этом исследовании тарифов ОМС, действующих в Москве [37].

К сожалению, мы не можем сравнить свои результаты с оценкой затрат и экономического бремени ХБП, полученной в исследовании, выполненном Р.И. Ягудиной и соавт., в силу принципиальных различий в методологии и представлении результатов исследований [7].

В завершение исследования мы сделали оценку медицинских затрат с позиции государства на популяцию в целом, но она имеет ряд ограничений. Во-первых, достоверных статистических сведений о числе пациентов с ХБП и их распределении по стадиям в РФ не имеется. В рамках статистического наблюдения собираются сведения о пациентах с болезнями мочеполовой системы в целом: в 2019 г. зарегистрированы 15,7 млн взрослых пациентов, а также имеются сведения о числе пациентов с диагнозом «почечная недостаточность» – 125 137 человек в 2019 г. [38].

В соответствии с МКБ-10 к почечной недостаточности относятся коды N17-N19, т.е. острая почечная недостаточность, ХБП и почечная недостаточность неуточненная. Поскольку по состоянию на 2018 г. зарегистрировано около 55 тыс. пациентов на ЗПТ с 5-й стадией, что составляет наименьшую долю пациентов с ХБП, можно предположить, что имеет место неверная кодировка диагноза. Аналогичная ситуация описана М.М. Батюшиным и соавт. при анализе медицинской документации – диагноз ХБП был выставлен только части пациентов, вероятно, страдавших от данного заболевания [25].

В то же время недавние российские эпидемиологические исследования продемонстрировали, что существует значительная группа пациентов, страдающих от ХБП, в т.ч. на поздних стадиях, у которых это заболевание не диагностировано [34, 35, 39]. Исходя из этих данных, мы сделали две оценки медицинских затрат, в первом случае только на пациентов, зарегистрированных в системе здравоохранения, во втором, прогнозируя возможные затраты, если будут выявлены «все пациенты» с ХБП. Наши результаты указывают, что основная доля затрат, которая может быть обусловлена ХБП, уже оплачивается государством, несмотря на то что часть популяции остается недиагностированной и лекарственная терапия предоставляется бесплатно только ограниченному числу пациентов. Более того, можно предположить, что дополнительные затраты на своевременное выявление пациентов на ранних стадиях и проведение в отношении них нефропротективных мероприятий будут компенсированы за счет отсрочки наступления терминальной стадии ХБП.

Заключение

Средние годовые медицинские затраты на пациента с ХБП 5-й стадии составляют более 950 тыс. руб., превышая затраты на пациентов с 1–4-й стадиями заболевания более чем в 20 раз. Таким образом, затраты на реализацию мероприятий, позволяющих лучше контролировать и замедлять прогрессирование ХБП, могут быть компенсированы сокращением затрат на поздних стадиях, составляющих 73,2–93,4% от всех медицинских затрат.


About the Autors


Oleg N. Kotenko – PhD, Chief External Expert in Nephrology of the Moscow Healthcare Department, Head of the Moscow Scientific and Practical Center for Nephrology and Transplanted Kidney Pathology, City Clinical Hospital №52 of the Moscow Healthcare Department, Moscow, Russia, e-mail: olkotenko@yandex.ru. ORCID ID:0000-0003-4991-4113
Vitaliy V. Omelyanovskiy – Dr. Med. Sc., Professor, Director General, Center for Expertise and Quality Control of Medical Care; Head of Center for Health Finance, Financial Research Institute; Chief of Chair for Economics, Management and Assesment of Healthcare Technologies, Russian Medical Academy of Continuing Professional Education, Moscow, Russia, e-mail office@rosmedex.ru. ORCID ID: 0000-0003-1581-0703
Victoria I. Ignatyeva – MPH, PhD, Head of the Department of Evidence-Based Medicine, Biostatistics and Mathematical Modeling, The National Center for Health Technology Assessment; Assistant professor of department of health economics, management and technology assessment Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Moscow, Russia, e-mail ignateva@hta-rus.ru. ORCID ID: 0000-0001-6789-9514.
Ekaterina E. Yagnenkova – researcher, Department of Clinical and Economic Analysis, Biostatistics and Mathematical Modeling, The National Center for Health Technology Assessment. ORCID ID: 0000-0002-3553-1835.
Elizaveta I. Rumyantseva – PhD student, Institute of Leadership and Health Management, Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia, e-mail lizarum17@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-4935-4139


Similar Articles


Бионика Медиа