Образовательные школы для пациентов: взгляд со стороны врачей


Е.Б. Мамедова, М.М. Батюшин, Т.Ю. Быковская

ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» МЗ РФ, нефрологическое отделение клиники
Цель исследования. Выяснить отношение врачебного сообщества к образовательным программам для пациентов.
Материал и методы. Были опрошены 100 врачей: 50 – представители первичного звена здравоохранения и 50 – врачи-нефрологи. Средний возраст опрошенных – 42,4 (±1,2) года. Мужчин 19, женщин 81.
Результаты. Получен профессиональный срез знаний специалистов в области нефрологии, проанализирован социальный портрет врача-нефролога и врача первичного звена здравоохранения, что позволило получить представление о том, какие специалисты встречаются с пациентами, страдающими заболеваниями почек. В результате исследования получено представление о комплаентности больных, исходном уровне знаний пациентов о своей болезни, по мнению врачей. Получены данные о том, какие причины препятствуют врачам принимать участие в образовательных проектах, а также доводы, которые бы позволили им заниматься этим видом деятельности.
Заключение. В целом отношение врачебного сообщества к проведению образовательных проектов для пациентов положительное, большинство специалистов готовы принимать непосредственное участие в проведении школ для пациентов. При этом у врачей есть пробелы в профессиональных знаниях в области нефрологии, ряд докторов сами не соблюдают правила здорового образа жизни, одним из главных критериев для себя в проведении школ для больных врачи считают материальное поощрение, а не истинное желание помочь пациенту научиться контролировать течение своей болезни и овладеть знаниями, которые позволят ему бороться с болезнью.

Литература


1. Сигитова О.Н., Архипов Е.В. Хроническая болезнь почек: новое в классификации, диагностике, нефропротекции. Вестник современной клинической медицины. 2014;7(1):103–106.

2. World Health Organization (WHO)/International Society of Hypertension (ISH) statement on management of hypertension. J. Hypertens. 2003;21:1983–1992.

3. Явгильдина А.М. Роль образовательных программ для пациентов с хроническими заболеваниями. Медицинский вестник Башкортостана. 2011;1(6):110–112.

4. Калинина А.М., Бойцов С.А. Эффективное консультирование пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска: основные принципы. Часть I. Профилактическая медицина. 2013;4:8–12.

5. Конради А.О., Соболева А.В., Максимова Т.А., Полуничева Е.В., Бродская И.С., Шляхто Е.В. Обучение больных гипертонической болезнью – бессмысленная трата времени или реальный инструмент в повышении качества контроля заболевания? Consilium-medicum. Артериальная гипертензия. 2002;8:6.

6. Смирнов А.В., Шилов Е.М., Добронравов В.А., Каюков И.Г., Бобкова И.Н., Швецов М.Ю., Цыгин А.Н., Шутов А.М. Национальные рекомендации. Хроническая болезнь почек: основные принципы скрининга, диагностики, профилактики и подходы к лечению. Клиническая нефрология. 2012;4:2–26.

7. Батюшин М.М., Павлова Е.Б. Как жить с болезнью почек? Ростов н/Д.: Феникс, 2014.

8. Аметов А.С., Валитов Б.И., Черникова Н.А. Терапевтическое обучение больных: прошлое, настоящее, будущее. Сахарный диабет. 2012;1:71–77.

9. Кузнецов А.И., Кашина Е.С., Лазарева Л.А., Кичатова Е.Ю., Герасимова О.Н., Мунтян И.А. Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014;16(5):1511–1513.

10. Cantillon P., Stewart В., Haeck К., Bills J., Ker J., Rethans J.J. Simulated patient programmes in Europe: collegiality or separate development? Med. Teach. 2010;32(3):106–110.

11. Pellise F., Sell Р. Patient information and education with modern media: the Spine Society of Europe Patient Line. Eur. Spine. 2009;18(3):395–401.

12. Van Mook W.N., Gorter S.L., De Grave W.S., van Luijk S.J., O'Sullivan H., Wass V., Zwaveling J.H., Schuwirth L.W., van der Vleuten C.P. Professionalism beyond medical school: an educational continuum? Eur. J. Intern. Med. 2009;20(8):148–152.


Об авторах / Для корреспонденции


Информация об авторах:
Мамедова Е.Б. – аспирант кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППС ГБОУ ВПО РостГМУ МЗ РФ, врач-терапевт
E-mail: pavlova777elena@mail.ru
Батюшин М.М. – профессор кафедры внутренних болезней № 2 ГБОУ ВПО РостГМУ МЗ РФ, д.м.н.
Быковская Т.Ю. – профессор, зав. кафедрой организации здравоохранения
и общественного здоровья ФПК и ППС ГБОУ ВПО РостГМУ МЗ РФ, д.м.н.


Похожие статьи


Бионика Медиа