Повышение медицинской грамотности пациентов с ХБП. Осознанный выбор и совместное принятие решений. Дальнейшее обучение пациента при выборе метода перитонеального диализа


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/nephrology.2024.3.68-72

Бердинский В.А., Котенко О.Н., Фролова Н.Ф., Виноградов В.Е., Каргальская И.Г., Иванова Е.С., Дорофеева Е.Г.

1) Московский городской научно-практический центр нефрологии и патологии трансплантированной почки ГБУЗ «ГКБ№ 52 ДЗМ», Москва, Россия; 2) ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ», Москва, Россия; 3) ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ, Москва, Россия
Ограниченная грамотность в вопросах собственного здоровья затрагивает около 25% пациентов с хронической болезнью почек и может приводить к ухудшению клинических исходов. Исходя из этого, в нефрологии была разработана, модифицирована и внедрена модель совместного принятия решений, которая явно приносит пользу пациентам с заболеваниями почек. Хроническая болезнь почек является заболеванием со сложной патофизиологией, и в настоящее время имеются ограниченные знания среди населения о ее течении и возможных осложнениях. Грамотность
в вопросах собственного здоровья играет большую роль в лечении и уходе за пациентами с заболеваниями почек, а также принятии совместного решения выбора метода заместительной почечной терапии. Ограниченная грамотность пациентов может повлечь низкую эффективность медицинских услуг, несоблюдение режима приема лекарств, ухудшение качества жизни и повышение смертности. В этом обзоре мы рассмотрим важность медицинской грамотности пациентов с хронической болезнью почек для повышения приверженности лечению и дальнейшего влияния на совместное принятие решения о выборе перитонеального диализа в качестве метода заместительной почечной терапии.

Литература



  1. Шилов Е.М., Шилова М.М., Румянцева Е.И. и др. Нефрологическая служба Российской Федерации, 2023. Часть I. Заместительная почечная терапия. 

  2. Csaba P. Epidemiology of chronic kidney disease: an update 2022. Kidney Internat. Suppl. 2022;12(1):7–11. Doi: 10.1016/j.kisu.2021.11.003.

  3. Combes G., Sein K., Allen K. How does pre-dialysis education need to change? Findings from a qualitative study with staff and patients. BMC. Nephrol 2017;18:334. https://doi.org/10.1186/s12882-017-0751-y.

  4. Van den Bosch J., Warren D.S., Rutherford P.A. Review of predialysis education programs: a need for standardization. Patient Prefer Adherence. 2015;9:1279–91. https://doi.org/10.2147/PPA.S81284

  5. Figueiredo A.E., Bernardini J., Bowes E., et al. A Syllabus for Teaching Peritoneal Dialysis to Patients and Caregivers. Perit. Dial. Int. 2016;36(6):592–605. Doi: 10.3747/pdi.2015.00277. 

  6. Jaelani T.R., Ibrahim K., Jonny J., et al. Peritoneal Dialysis Patient Training Program to Enhance independence and Prevent Complications: A Scoping Review. Int. J. Nephrol. Renovasc. Dis. 2023;16:207–22. https://doi.org/10.2147/IJNRD.S414447

  7. Dubin R., Rubinsky A. A Digital Modality Decision Program for Patients With Advanced Chronic Kidney Disease. JMIR Form. Res. 2019;3(1):e12528. Doi: 10.2196/12528. 

  8. Wavamunno M.D., Harris D.C.H. The need for early nephrology referral. Kidney Int. Suppl. 2005;(94):S128–32. Doi: 10.1111/j.1523-1755.2005.09429.x.

  9. Boyer A., Solis-Trapala I., Tabinor M., et al. Impact of the implementation of an assisted peritoneal dialysis service on peritoneal dialysis initiation. Nephrol. Dial. Transplantat. 2020;35(9):1595–601. https://doi.org/10.1093/ndt/gfz287

  10. Khan S.F. Updates on Infectious and Other Complications in Peritoneal Dialysis: Core Curriculum 2023. Am. J. Kidney Dis. 2023;82(4):481–90. Doi: 10.1053/j.ajkd.2023.03.011. 

  11. Schaepe C., Bergjan M. Educational interventions in peritoneal dialysis: a narrative review of the literature. Int. J. Nurs Stud. 2015;52(4):882–98. Doi: 10.1016/j.ijnurstu.2014.12.009.

  12. Kong I.L.L., Irene L.P., Mok G.W.S., et al. Setting Up A Continuous Ambulatory Peritoneal Dialysis Training Program. Peritoneal Dialysis. J. Int. Soc. Perit. Dial. 2003;23(Suppl. 2):178–82. Doi: 10.1177/089686080302302s37.

  13. Figueiredo A.E., Bernardini J., Bowes E., et al. A Syllabus for Teaching Peritoneal Dialysis to Patients and Caregivers. Perit. Dial. Int. 2016;36(6):592–605. Doi: 10.3747/pdi.2015.00277.

  14. Bernardini J., et al. Peritoneal Dialysis Patient Training, 2006. Int. Soc. Perit. Dial. 2006;15(4):243–47.

  15. Figueiredo A.E., Moraes T.P., Bernardini J., et al. Impact of patient training patterns on peritonitis rates in a large national cohort study. Nephrol. Dial. Transplant. 2015;30(1):137–42. Doi: 10.1093/ndt/gfu286.

  16. Barone R.J., Campora M.I., Gimenez N.S., et al. The importance of the Patient’s training in chronic peritoneal dialysis and peritonitis. Adv. Perit. Dial. 2011;27:97–100.

  17. Hurst H., Figueiredo A.E. The needs of older patients for peritoneal dialysis: training and support at home. Perit. Dial. Int. 2015;35(6):625–29. Doi: 10.3747/pdi.2014.00337.

  18. Molnar A.O., Hiremath S., Brown P.A., Akbari A. Risk factors for unplanned and crash dialysis starts: a protocol for a systematic review and meta-analysis. BMC. Nephrol. 2009;10:22.

  19. Chanouzas D., Ng K.P., Fallouh B., Baharani J. What influences patient choice of treatment modality at the pre-dialysis stage? Nephrol. Dial. Transplant. 2012;27:1542–47.

  20. Klang B., Björvell H., Berglund J., et al. Predialysis patient education: effects on functioning and well-being in uraemic patients. J. Adv. Nurs. 1998;28:36–44.

  21. Goovaerts T., Jadoul M., Goffin E. Influence of a pre-dialysis education programme (PDEP) on the mode of renal replacement therapy. Nephrol. Dial. Transplant. 2005;20:1842–47.

  22. Agraharkar M., Patlovany M., Henry S., Bonds B. Promoting use of home dialysis. Adv. Perit. Dial. 2003;19:163–67.

  23. Heaf J.G., Lokkegaard H., Madsen M. Initial survival advantage of peritoneal dialysis relative to haemodialysis. Nephrol. Dial. Transplant. 2002;17:112–17.


Об авторах / Для корреспонденции


Бердинский Виталий Андреевич – заведующий нефрологическим отделением № 4 ГБУЗ ГКБ № 52 ДЗМ. Адрес: 123182, Москва, ул. Пехотная, 3
Котенко Олег Николаевич – д.м.н., главный внештатный специалист-нефролог, руководитель Московского городского научно-практического центра нефрологии и патологии трансплантированной почки ГБУЗ ГКБ № 52 ДЗМ. Адрес: 123182, Москва, ул. Пехотная, 3. E-mail: olkotenko@yandex.ru
Фролова Надия Фяатовна – к.м.н., заместитель главного врача по нефрологии ГБУЗ ГКБ № 52 ДЗМ. Адрес: 123182, Москва, ул. Пехотная, 3.
E-mail: nadiya.frolova@yandex.ru
Каргальская Ирина Геннадьевна – руководитель проекта «Теленефроцентр» ГБУЗ ГКБ № 52 ДЗМ. Руководитель комитета «Пациентоориентированная телемедицина» при Всероссийском Союзе пациентов. Адрес: 123182, Москва, ул. Пехотная, 3
Виноградов Владимир Евгеньевич – заведующий консультативно-диагностическим отделением ГБУЗ ГКБ № 52 ДЗМ. Адрес: 123182, Москва, ул. Пехотная, 3
Иванова Екатерина Сергеевна – к.м.н., врач-нефролог нефрологического отделения №1 ГБУЗ ГКБ № 52 ДЗМ. Адрес: 123182, Москва, ул. Пехотная, 3
Дорофеева Екатерина Сергеевна – врач-нефролог консультативно-диагностического отделения ГБУЗ ГКБ № 52 ДЗМ. Адрес: 123182, Москва, ул. Пехотная, 3


Похожие статьи


Бионика Медиа