Хроническая болезнь почек (ХБП) во всем мире признана ведущей проблемой общественного здравоохранения. По оценкам, распространенность ХБП в мире в среднем составляет 13,4% (11,7–15,1%), и число больных с терминальной стадией почечной недостаточности (тХПН), нуждающихся в заместительной почечной терапии, оценивается от 4,902 до 7,083 млн человек. Через ее влияние на сердечно-сосудистый риск и развитие тХПН ХБП напрямую влияет на глобальное бремя заболеваемости и смертности во всем мире. Глобальный рост этой болезни в основном обусловлен увеличением распространенности сахарного диабета, гипертонии, ожирения, и общего старения населения.
Распространенность ХБП
Симптомы ХБП обычно отсутствуют до тех пор, пока болезнь не достигнет продвинутой стадии, поэтому точные данные о распространенности отсутствуют, точный расчет бремени затруднен (Jha et al., 2013).
Национальное исследование США, основанное на альбуминурии и снижении расчетной СКФ, обнаружило рост распространенности ХБП с 10,0 до 13,1% в период с 1988–1994 по 1999–2004 г. (Coresh et al., 2007). Аналогичным методом было проведено поперечное национальное исследование в Китае, показавшее, что распространенность ХБП составляет 10,8% (почти 120 млн взрослых (Zhang et al., 2012). При определении хронической болезни почек исключительно по расчетной СКФ менее 60 мл/мин на 1,73 м2 приблизительная распространенность составляет 2,5–11,2% среди населения Европы, Северной Америки, Азии и Австралии. При определении ХБП по двум признакам: наличию альбуминурии и снижению расчетной СКФ, распространенность ХБП вырастает до 10,5–13,1%.
В недавнем мета-анализе рассмотрено 100 исследований, объединивших 6 908 440 участников (Hill et al., 2016). Глобальная оценочная распространенность ХБП 1–5-й стадий составила 13,4%, 3–5-й – 10,6%. Распространенность ХБП по стадиям: стадия 1 (рСКФ>90 мл/мин на 1,73 м2 и ACR>30 мг/г): 3,5% (95% ДИ: 2,8–4,2%); стадия 2 (рСКФ – 60–89+ACR>30 мг/г): 3,9% (2,7–5,3%); стадия 3 (рСКФ – 30–59): 7,6% (6,4–8,9%); стадия 4 (рСКФ – 29–15): 0,4% (0,3-0,5%) и стадия 5 (рСКФ<15): 0,1% (0,1–0,1%). Однако сообщаемая распространенность ХБП широко варьировалась среди участников исследования. Распространенность диабета, гипертонии и возраст участников были тесно связаны с распространенностью ХБП. Распространенность ХБП в развивающихся странах, таких как Китай (10,8%) (Zhang et al., 2012), была похожа на развитые страны США (13,0%) (Coresh et al., 2007) и Норвегию (10,2%). Тем не менее распространенность ХБП 3-й и 4-й стадий в Китае была низкой по сравнению с таковой в развитые странах (ХБП 3-й стадии составляла 1,6% в Китае по сравнению с 7,7% в США и 4,2% в Норвегии). Одно из объяснений можно заключить, что гипертония и диабет, быстро распространяющиеся за последние 15–20 лет в Китае, для влияния на рост ХБП на популяционном уровне могут потребовать еще около 10 лет (Zhang et al., 2012). Эти результаты были обнаружены в других развивающихся странах, поэтому дают возможность предотвратить прогрессирование болезни в терминальную стадию ХБП.
Сообщение о высокой распространенности ХБП в этих исследованиях ставилопод сомнение существование глобальной эпидемии ХБП. Опасения включают использование только рСКФ для определения ХБП, проблемы, связанные с использованием установленных порогов СКФ для определения ХБП у пожилых людей и использование одноразовой оценки рСКФ или альбуминурии для определения распространенности ХБП в масштабных эпидемиологических исследованиях. Эти подводные камни затрудняют точную оценку глобального бремени ХБП на основе имеющихся эпидемиологических данных (Glassock et al., 2017).
Распространенность тХБП
Данные по тХБП в основном сообщаются системами ре-естров стран или регионов. В систематическом обзоре Liyanage et al. сообщены данные о заместительной почечной терапии (ЗПТ) больных тХПН из 123 стран и регионов, что составляет 93% населения мира (Liyanage et al., 2015). Из 2,618 млн человек, получивших ЗПТ в 2010 г., 2,050 млн получали диализ, остальным была сделана трансплантация почки. Распространенность ЗПТ широко варьируется в зависимости от географии регионов – от 80 на 1 млн человек в Африке до 1840 на 1 млн в Северной Америке. При этом число пациентов с терминальной стадией заболевания почек, нуждающихся в ЗПТ, в 2010 г. оценивались в 4,902–7,083 млн человек. Это говорит о том, что во всем мире от 2,284 млн (47%) до 7,083 млн (73%) пациентов, нуждавшихся в ЗПТ, эту терапию не получали.
Регистры ХБП
Регистры ХБП играют ключевую роль в развитии инфраструктуры здравоохранения, планировании, сравнительном анализе, постоянстве качества, улучшении, выработке гипотез и поведении реальных испытаний. С точки зрения общественного здравоохранения регистры ХБП служат для количественной оценки бремени болезни, тем самым требуя разработки превентивной стратегии сохранения здоровья и планирования инфраструктуры. Дополнительно регистры ХБП позволяют клиницистам и органам управления здравоохранением проводить аудит моделей практики и оценки качества обслуживания, поддерживать сравнительный анализ в разных юрисдикциях и нормативный надзор. Регистры ХБП также все чаще используют для поддержки эпидемиологических исследований, показателей здоровья и исследование экономики здравоохранения.
Система управления нефрологической службой включает три взаимосвязанных блока проблем (см. рисунок): «Статистика», «Нормативная база», «Экономика и финансы», где «Регистры больных ХБП» занимают одно из важнейших центральных мест.
В июле 2021 г. в процессе подготовки медико-экономического стандарта (МЭС) для принятых ранее Научно-практическим советом Минздрава РФ клинических рекомендаций «Хроническая болезнь почек» потребовались данные о возможной структуре (соотношении стадий) ХБП в Российской Федерации. Поскольку подобная информация из государственных или иных источников на тот момент отсутствовала, члены рабочей группы (РГ) по подготовке МЭС «Хроническая болезнь почек» провели серию он-лайн-совещаний для анализа имеющейся в литературе информации и выработке обоснованного консенсуса о наиболее вероятной структуре стадий ХБП в РФ, которая могла быть рекомендована государственным службам для дальнейших управленческих и экономических решений.
В таблице представлена использованная РГ информационная база исследований распространенности и структуры ХБП за последние 5 лет: в регионах России, США и по всему миру.
В результате РГ пришла к следующим выводам:
1. О невозможности принять за основу какой-либо из отечественных информационных источников из-за различных контингентов обследованных (сплошной скрининг, амбулаторные карты или истории болезни, лабораторные базы данных, возраст старше 18 или 40 лет), разных критериев диагноза ХБП (полный набор по рекомендациям K/DIGO 2012 г., только рСКФ, рСКФ<60 мл/мин, кратность определения симптомов – однократно или более раз в течение 3 месяцев).
2. Наиболее близкими для России следует считать данные мета-анализа международных исследований (Hill, 2016) со следующим распределением стадий ХБП: С1 – 21%, С2 – 24%, С3 – 48%, С4 – 6%, С5 – 1%.
3. Рекомендовать государственным органам использовать это распределение стадий ХБП в качестве временного показателя до появления официальных данных федеральных регистров.