Стоимость хронической болезни почек в РФ


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/nephrology.2021.4.30-38

О.Н. Котенко, В.В. Омельяновский, В.И. Игнатьева, Е.Е. Ягненкова, Е.И. Румянцева

1) Московский городской научно-практический центр нефрологии и патологии трансплантированной почки ГБУЗ ГКБ № 52 ДЗМ Москва, Россия; 2) ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава РФ, Москва, Россия; 3) ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава РФ, Москва, Россия; 4) ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов РФ, Москва, Россия; 5) АНО «Национальный центр по оценке технологий в здравоохранении», Москва, Россия; 6) ФГАУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ (Сеченовский Университет), Москва, Россия
Введение. Хроническая болезнь почек (ХБП) – одна из ведущих причин утраты здоровья и смертности, она становится одной из основных проблем для системы здравоохранения.
Цель исследования: проведение оценки медицинских затрат, обусловленных ХБП, в РФ с позиции государства.
Материал и методы. Оценка затрат в зависимости от стадии ХБП проведена на основании моделирования. Объемы оказываемой медицинской помощи и назначаемая лекарственная терапия определены на основании клинических рекомендаций и результатов российских и зарубежных исследований. Затраты на оказание медицинской помощи рассчитаны на основании тарифов ОМС, на лекарственные препараты – на основании данных государственных закупок. Оценены величина и структура годовых затрат на всю популяцию при оценке распространенности по зарегистрированным диагнозам при обращении за амбулаторной помощью и при ожидаемой численности популяции по результатам эпидемиологических исследований.
Результаты. Годовые медицинские затраты на 1 пациента, оплачиваемые государством, составили от 0,87 тыс. руб. при 1-й стадии, до 20,97 тыс. при 4-й, при 5-й стадии они достигают 945,01 тыс. руб. При оценке затрат в целом на популяцию в зависимости от выбранного подхода к расчету ее численности затраты колебались от 111,9 до 200 млрд руб., при этом ведущим фактором, определившим общую величину затрат, послужило число пациентов с 5-й стадией ХБП и проведенная им заместительная почечная терапия.
Заключение. Средние годовые затраты на пациента с ХБП 5-й стадии составляют порядка 950 тыс. руб., превысив затраты на пациентов с 1–4-й стадиями заболевания более чем в 20 раз. Таким образом, затраты на реализацию мероприятий, позволяющих лучше контролировать и замедлять прогрессирование ХБП, с высокой вероятностью могут быть компенсированы сокращением затрат на поздних стадиях, составляющих 73,2–93,4% от всех медицинских затрат.

Введение

Хроническая болезнь почек (ХБП) – одна из ведущих причин утраты здоровья и смертности: в 2017 г. число пациентов с этим заболеванием во всем мире достигло почти 700 млн, а для 1,2 млн оно стало причиной смерти, опередив по этому показателю ВИЧ или туберкулез [1]. Ожидается, что к 2040 г. ХБП займет 5-е место среди ведущих причин смерти во всем мире, при наиболее благоприятном прогнозе от этого заболевания в год будут умирать 2,2 млн человек, при наихудшем – 4 млн [2].

Заместительная почечная терапия (ЗПТ) стала жизнеспасающим, но чрезвычайно затратным способом лечения для пациентов на последней стадии ХБП. По оценкам исследователей, в течение года ЗПТ во всем мире получают более 2,6 млн человек, при этом как минимум еще столько же пациентов нуждаются в ней, но не могут получить доступ из-за экономических и ресурсных ограничений [3]. Проведенные ранее зарубежные исследования также продемонстрировали значительный экономический ущерб, обусловленный ХБП, для государства и общества [4, 5].

Таким образом, ХБП – чрезвычайно серьезная проблема для системы здравоохранения, требующая принятия взвешенных и рациональных управленческих решений, основанных в т.ч. на оценке экономических показателей. Но при этом имеющаяся информация о данном заболевании, включая обусловленные им затраты, ограниченна и разрозненна [1, 4–6]. В РФ была проведена оценка экономического бремени ХБП в 2014 г., однако за прошедшие годы ситуация значительно изменилась, в т.ч. и подходы к оплате медицинской помощи [7].

Целью настоящего исследования стало проведение оценки медицинских затрат, обусловленных ХБП, в РФ с позиции государства.

Материал и методы

В рамках исследования были рассчитаны средние годовые затраты на оказание медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях и лекарственную терапию в амбулаторных условиях на одного пациента с ХБП в зависимости от стадии заболевания. Стоимость единицы объема медицинской помощи была рассчитана на основании оценки величины соответствующих тарифов в системе ОМС (обязательное медицинское страхование) в 2021 г. в среднем по РФ по действующим нормативным правовым документам [8–11]. Стоимость лекарственных препаратов оценивалась на основании анализа государственных закупок и среднесуточных определенных доз (DDD) лекарственных препаратов [12].

Для расчета затрат на медицинскую помощь использованы данные о частоте посещений и госпитализаций в круглосуточный стационар в среднем на одного пациента с ХБП в зависимости от стадии заболевания, полученные в результате анализа деперсонифицированных данных, извлеченных из реестров счетов, оплаченных страховой компанией [13]. Значения параметров, использованных для расчета затрат на медицинскую помощь за исключением ЗПТ, показаны в табл. 1.

31-1.jpg (47 KB)

Стоимость одного сеанса гемодиализа или суток обмена при перитонеальном диализе в модели рассчитана как средневзвешенная стоимость данных услуг по тарифным соглашениям ОМС в 21 субъекте РФ (всего в этих регионах проживают 62% пациентов на диализе, по данным отчета Российского диализного общества [РДО] за 2014–2018 гг.) [14]. Для пациентов на перитонеальном диализе учитывался ежедневный обмен, для гемодиализа учитывали три сеанса в неделю в соответствии с данными РДО о частоте его выполнения [14]. Для пациентов, у которых диализ начинался в моделируемом году, учитывали в среднем 6 месяцев ЗПТ. Для пациентов, продолжающих диализ, вводилась поправка на долю умерших в течение моделируемого года, которым также предполагалось проведение ЗПТ в течение 6 месяцев. Смертность среди пациентов на ЗПТ была оценена на основании данных о числе пациентов на соответствующих видах ЗПТ в течение 2014–2018 гг., по данным РДО [14] Также учитывали затраты на установку/замену диализным пациентам доступа по соответствующему тарифу ОМС для дневного стационара. У пациентов, начинающих диализ, учитывался полный тариф, продолжавшим диализ вводился поправочный коэффициент, соответствовавший вероятности возникновения потребности в замене доступа по литературным данным (табл. 2) [15, 16].

32-1.jpg (140 KB)

Стоимость трансплантации почки была принята равной среднему нормативу финансовых затрат при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, – 991 870 руб. [9]. Для пациентов с трансплантацией в моделируемом году учитывались затраты на проведение диализа в течение 6 месяцев, при этом доля перитонеального диализа была принята, равной 16,32%, что основывалось на усредненной оценке доли пациентов в листах ожидания на перитонеальный диализ и гемодиализ, которым была выполнена трансплантация по сведениям, представленным в отчете РДО [14].

Для расчета затрат на лекарственную терапию на основании российских клинических рекомендаций сформирован перечень групп лекарственных препаратов (ЛП), которые должны назначаться пациентам с ХБП 1–4-й стадий в амбулаторных условиях [17]. С учетом ограниченности российских данных о реальной практике ведения пациентов с ХБП частота назначения препаратов этих групп была смоделирована в два этапа (табл. 3). На первом этапе оценка сделана на основании указаний клинических рекомендаций и сведений о частоте развития системных осложнений ХБП [17–22]. На втором этапе полученная оценка скорректирована в соответствии с найденными результатами российских исследований по частоте назначения ЛП отдельных групп [23–25].

Далее были рассчитаны затраты на лекарственную терапию для каждого из разработанных вариантов. Но, поскольку целью исследования была оценка затрат с позиции государства, в итоге учитывалась только часть затрат, которая могла быть понесена в рамках льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО). ХБП не является заболеванием, при котором пациент получает право на бесплатное обеспечение ЛП в амбулаторных условиях, поэтому право на ЛЛО возникает у данных пациентов только при присвоении инвалидности. Каких-либо данных о частоте признания пациентов с ХБП инвалидами найдено не было, поэтому был сделан ряд допущений. В соответствии с количественной системой оценки степени выраженности стойких нарушений функций, используемой при принятии решения об инвалидности, пациент с ХБП 3б стадии может быть признан инвалидом III группы, 4-й стадии – инвалидом II группы, но при этом также должно иметься выраженное ограничение жизнедеятельности [26]. Исходя из этих критериев, доля пациентов, получавших соответствующую группу инвалидности, была принята равной нижней границе оценки частоты развития анемии: 20% при 3б-стадии и 50% при 4-й стадии [17]. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 бесплатно лекарства предоставляются неработающим инвалидам II группы, с 50%-ной скидкой – работающим инвалидам II и инвалидам III групп, признанным безработными [27]. По данным Росстата, уровень занятости среди инвалидов II группы составляет 5,8%, уровень безработицы среди инвалидов III группы – 17,6% [28]. Основываясь на всех этих данных, был рассчитан поправочный коэффициент, отразивший долю затрат на лекарственную терапию, которую будет нести государство: 1,76% для 3б стадии, 48,55% для 4-й.

При расчете затрат на всю популяцию использованы оценки средних затрат на лекарственную терапию, полученные при оценке частоты их назначения с коррекцией на реальные данные и с учетом поправочных коэффициентов на оплату через ЛЛО.

Пациентам с 5-й стадией ХБП может быть присвоена инвалидность I–II групп, и с учетом тяжести их состояния, вероятно, они все имеют инвалидность и получают ЛП бесплатно. Затраты на лекарственную терапию для пациентов с 5-й стадией в течение месяца были приняты равными величине тарифа ОМС для дневного стационара для оплаты лекарственного обеспечения – 43 176 руб. При расчете затрат сделана поправка на долю умерших в течение года, получавших эту терапию в среднем в течение 6 месяцев. Среди пациентов с 5-й стадией, не получавших ЗПТ, вероятность смерти в течение года была принята равной 39,7% (расчетная величина на основании опубликованных данных) [29]. В отношении пациентов с трансплантатом учитывались затраты на иммуносупрессивную терапию: 143 853 руб. за первые 6 месяцев, в последующем – 106 555 руб. за год. Эти затраты рассчитаны на основании рекомендаций о проведении иммуносупрессивной терапии и литературных данных о наиболее часто используемых схемах [30–33].

В отношении пациентов с новой трансплантацией также были учтены затраты в течение 6 месяцев на лекарственную терапию, как и в отношении всех пациентов с 5-й стадией.

Так как оценка затрат для пациентов с 5-й стадией существенно различалась в зависимости от проводимой ЗПТ, была рассчитана средневзвешенная величина. Соотношение числа пациентов в зависимости от длительности и вида проводимой ЗПТ рассчитано на основании данных за 2018 г., число пациентов, не получавших ЗПТ, рассчитано на основании результатов анализа реестров страховых счетов, согласно которому доля пациентов с 5-й стадией, у которых не было счетов за проведение диализа, составила 30% [13, 14].

В завершение исследования рассчитаны затраты на всю популяцию пациентов с ХБП. В нескольких российских эпидемиологических исследованиях показано, что в настоящий момент многим пациентам с ХБП в российской системе здравоохранения диагноз не ставится и, соответственно, не оказывается медицинская помощь в связи с данным заболеванием [25, 34, 35]. С учетом такой ситуации нами смоделировано две популяции пациентов с ХБП: «зарегистрированная» и «реальная». В первом случае распространенность и распределение пациентов по стадиям ХБП смоделированы на основании сведений, полученных М.М. Батюшиным и соавт. при анализе электронных баз данных медицинских карт пациентов, находившихся под амбулаторным наблюдением в Кирове [25]. Во втором случае распространенность оценена на основании мета-анализа результатов зарубежных эпидемиологических исследований, выполненного N.R. Hill et al., а распределение по стадиям – в соответствии с оценкой ведущих российских клинических экспертов [6]. Параметры, использованные при моделировании, показаны в табл. 4.

33-1.jpg (134 KB)

Численность взрослого населения в настоящем исследовании принята равной 115,8 млн человек, что соответствует оценке Росстата по состоянию на 01.01.2021 [36].

Результаты

Общие медицинские затраты за год в среднем на 1 пациента возрастали от 3,6 тыс. руб. при 1-й стадии до 35,2 тыс. руб. при 4-й, при этом доля затрат на лекарственную терапию составила 62–79% (рис. 1).

34-1.jpg (61 KB)

Средневзвешенные затраты на 1 пациента с 5-й стадией ХБП составили 945 014 руб., из них на лекарственную терапию пришлось 44,7% (табл. 5).

При анализе с позиции государства рост затрат в зависимости от стадии заболевания стал еще более выраженным – от 0,87 тыс. при 1-й стадии до 945,01 тыс. руб. при 5-й. Это связано с тем, что фактически затраты на лекарственную терапию начинают оплачиваться только с 4-й стадии заболевания (рис. 2).

При моделировании варианта «зарегистрированная популяция» общая численность популяции пациентов с ХБП в РФ составила 1,85 млн человек, а обусловленные данным заболеванием медицинские затраты со стороны государства – 111,9 млрд руб. При оценке бремени ХБП по варианту «реальная популяция» численность возрастает до 15,52 млн человек, а затраты превышают 200 млрд. руб. (табл. 6). Обращает на себя внимание непропорциональность роста затрат росту численности популяции, что связано со значительно меньшей долей самой тяжелой и дорогостоящей 5-й стадии в «реальной популяции».

34-2.jpg (49 KB)

Меньшая доля пациентов с 5-й стадией в «реальной популяции» находит свое отражение и в изменении структуры затрат: доля затрат на ЗПТ сокращается с 49 до 39%, но по-прежнему остается ведущим фактором, определяющим величину медицинских затрат на пациентов с ХБП (рис. 3).

35-1.jpg (110 KB)

Анализ распределения медицинских затрат внутри популяции по стадиям также демонстрирует влияние числа пациентов с 5-й стадией на рост затрат, несмотря на то что их доля в «реальной популяции» сократилась на 80% (с 6 до 1%), затраты на оказание им медицинской помощи составили почти 3/4 общих затрат (рис. 4). Прямые медицинские затраты на пациентов с 5-й стадией в «зарегистрированной популяции» составили 104,5 млрд руб. (93,4%), в «реальной» – 146,6 млрд руб. (73,2%).

Обсуждение

Общие медицинские затраты на пациентов с ХБП экспоненциально возрастают от 1-й к 4-й стадии, затраты на пациентов с 5-й стадией превышают затраты на пациентов с 4-й стадией более чем в 20 раз. Государство несет только часть этих затрат, в основном оплачивая лечение на терминальной стадии заболевания, когда возникает потребность в ЗПТ.

В зарубежных исследованиях также отмечается значительный рост затрат на 5-й стадии ХБП, однако разница не столь драматична: в систематическом обзоре исследований, изучавших затраты, обусловленные ХБП, показано, что затраты на 4–5-й стадиях заболевания в 1,3–4,2 раза выше, чем на 3-й стадии [5]. Вероятно, такие различия между результатами нашего исследования и зарубежных могут быть связаны как с различиями в методологии, так и с российскими особенностями оплаты медицинской помощи.

Мы рассматривали только медицинские затраты, обусловленные ХБП, т.к., с одной стороны, на настоящий момент эта оценка наиболее востребована и может быть использована для обоснования и планирования мероприятий, направленных на оптимизацию оказания медицинской помощи пациентам с ХБП. С другой стороны, сведения о популяции пациентов с ХБП и оказываемой им помощи в РФ очень ограниченны и данных, необходимых для оценки других затрат, в открытых источниках нами не было найдено.

Несмотря на значительную величину, нашу оценку затрат на пациента с 5-й стадией ХБП, находящегося на ЗПТ, можно оценить как консервативную. Так, в исследовании, сравнивавшем затратную эффективность различных стратегий ЗПТ, получены еще более высокие оценки затрат в среднем на одного пациента, что отчасти может быть объяснено использованием в этом исследовании тарифов ОМС, действующих в Москве [37].

К сожалению, мы не можем сравнить свои результаты с оценкой затрат и экономического бремени ХБП, полученной в исследовании, выполненном Р.И. Ягудиной и соавт., в силу принципиальных различий в методологии и представлении результатов исследований [7].

В завершение исследования мы сделали оценку медицинских затрат с позиции государства на популяцию в целом, но она имеет ряд ограничений. Во-первых, достоверных статистических сведений о числе пациентов с ХБП и их распределении по стадиям в РФ не имеется. В рамках статистического наблюдения собираются сведения о пациентах с болезнями мочеполовой системы в целом: в 2019 г. зарегистрированы 15,7 млн взрослых пациентов, а также имеются сведения о числе пациентов с диагнозом «почечная недостаточность» – 125 137 человек в 2019 г. [38].

В соответствии с МКБ-10 к почечной недостаточности относятся коды N17-N19, т.е. острая почечная недостаточность, ХБП и почечная недостаточность неуточненная. Поскольку по состоянию на 2018 г. зарегистрировано около 55 тыс. пациентов на ЗПТ с 5-й стадией, что составляет наименьшую долю пациентов с ХБП, можно предположить, что имеет место неверная кодировка диагноза. Аналогичная ситуация описана М.М. Батюшиным и соавт. при анализе медицинской документации – диагноз ХБП был выставлен только части пациентов, вероятно, страдавших от данного заболевания [25].

В то же время недавние российские эпидемиологические исследования продемонстрировали, что существует значительная группа пациентов, страдающих от ХБП, в т.ч. на поздних стадиях, у которых это заболевание не диагностировано [34, 35, 39]. Исходя из этих данных, мы сделали две оценки медицинских затрат, в первом случае только на пациентов, зарегистрированных в системе здравоохранения, во втором, прогнозируя возможные затраты, если будут выявлены «все пациенты» с ХБП. Наши результаты указывают, что основная доля затрат, которая может быть обусловлена ХБП, уже оплачивается государством, несмотря на то что часть популяции остается недиагностированной и лекарственная терапия предоставляется бесплатно только ограниченному числу пациентов. Более того, можно предположить, что дополнительные затраты на своевременное выявление пациентов на ранних стадиях и проведение в отношении них нефропротективных мероприятий будут компенсированы за счет отсрочки наступления терминальной стадии ХБП.

Заключение

Средние годовые медицинские затраты на пациента с ХБП 5-й стадии составляют более 950 тыс. руб., превышая затраты на пациентов с 1–4-й стадиями заболевания более чем в 20 раз. Таким образом, затраты на реализацию мероприятий, позволяющих лучше контролировать и замедлять прогрессирование ХБП, могут быть компенсированы сокращением затрат на поздних стадиях, составляющих 73,2–93,4% от всех медицинских затрат.


Литература



  1. Bikbov B., et al. Global, regional, and national burden of chronic kidney disease, 1990–2017: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2017. Lancet. 2020;395(10225):709–733.

  2. Foreman K.J., et al. Forecasting life expectancy, years of life lost, and all-cause and cause-specific mortality for 250 causes of death: reference and alternative scenarios for 2016–40 for 195 countries and territories. Lancet. 2018;392(10159):2052–2090.

  3. Liyanage T., et al. Worldwide access to treatment for end-stage kidney disease: a systematic review. Lancet. 2015;385(9981):1975–1982.

  4. Wang V., et al. The Economic Burden of Chronic Kidney Disease and End-Stage Renal Disease. Semin. Nephrol. 2016;36(4):319–330.

  5. Elshahat S., et al. The impact of chronic kidney disease on developed countries from a health economics perspective: A systematic scoping review. Plos One. 2020;15(3):e0230512.

  6. Hill N.R., et al. Global Prevalence of Chronic Kidney Disease – A Systematic Review and Meta-Analysis. Plos One. 2016;11(7):e0158765.

  7. Yagudina R.I. et al. The economic burden of chronic kidney disease in the Russian Federation. Pharmacoeconomics: theory and practice. 2014;2(4):34–39.

  8. Methodological recommendations on ways to pay for medical care at the expense of mandatory medical insurance (approved by the decision of the working group of the Ministry of Health of the Russian Federation on the preparation of methodological recommendations for the implementation of methods of payment for medical care under the program of state guarantees of free medical care to citizens, minutes of the absentee meeting of the members of the working group dated December 29, 2020 No. 06/11/8) 

  9. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 28, 2020 No. 2299 "On the program of state guarantees of free medical care to citizens for 2021 and for the Planning Period of 2022 and 2023" (as amended by Resolutions of the Government of the Russian Federation No. 354 of 11.03.2021, No. 927 of 18.06.2021, No. 1436 of 28.08.2021) 

  10. Decoding of clinical and statistical groups, day hospital (version from 08/28/2021) 

  11. Decoding of clinical and statistical groups, round-the-clock hospital (version from 08/28/2021) 

  12. The official website of the unified information system in the field of procurement. 

  13. Rumyantseva E.I., Avksentieva M.V. Costs of the compulsory medical insurance system for the management of patients with chronic kidney disease in the Russian Federation. Medical technologies. Evaluation and selection. 2021;43(4):42-48. 

  14. Andrusev A.M. et al. Substitution therapy of terminal chronic renal failure in the Russian Federation 2014-2018 Report on the data of the All-Russian Register of Renal Replacement Therapy of the Russian Dialysis Society. Nephrology and dialysis. 2020;22(1, suppl.):1-77. 

  15. Arhuidese I.J., et al. Outcomes of autogenous fistulas and prosthetic grafts for hemodialysis access in diabetic and nondiabetic patients. J. Vasc. Surg. 2020;72(6):2088–2096.

  16. Singh N., et al. Risk Factors Associated with Peritoneal Dialysis Catheter Survival: A 9-Year Single-Center Study in 315 Patients. J. Vasc. Access. 2010;11(4):316–322.

  17. Ministry of Health of the Russian Federation. Clinical recommendations. Chronic kidney disease (CKD) 

  18. Ministry of Health of the Russian Federation. Clinical recommendations. Anemia in chronic kidney disease 

  19. Ministry of Health of the Russian Federation. Clinical recommendations. Arterial hypertension in adults 

  20. KDIGO Clinical Practice Guideline for Anemia in Chronic Kidney Disease 

  21. KDIGO 2012 Clinical Practice Guideline for the Evaluation and Management of Chronic Kidney Disease 

  22. Alagoz S., et al. Prevalence of anemia in predialysis chronic kidney disease: Is the study center a significant factor? Plos One. 2020;15(4):e0230980.

  23. Shamkhalova M.Sh. et al. Epidemiology of chronic kidney disease in the Russian Federation according to the Federal Register of Adult Patients with Diabetes Mellitus (2013-2016). Diabetes mellitus. 2018;21(3):160–169. 

  24. Plyasheshnikov M.A. et al. Pharmacotherapy of arterial hypertension in patients with chronic kidney disease in real clinical practice. Wedge. pharmacology and therapy. 2020;29(3):80–84. 

  25. Batyushin M.M. et al. The prevalence of chronic kidney disease according to the retrospective cohort study "epidemiology of CKD" (Kirov). Nephrology and dialysis. 2021;23(2):192–202. 

  26. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation of 27.08.2019 N 585n (ed. of 19.01.2021) "On classifications and criteria used in the implementation of medical and social expertise". 

  27. Decree of the Government of the Russian Federation of 30.07.1994 N 890 (ed. of 02/14/2002) "On state support for the development of the medical industry and improving the provision of medicines and medical products to the population and healthcare institutions" 

  28. Federal State Statistics Service. The level of participation in the labor force, the level of employment and the unemployment rate of the population with disabilities by disability groups (according to a sample survey of the labor force) 

  29. Bogatyreva M. Rapidly progressing course of chronic kidney disease as a marker of unfavorable prognosis in renal replacement therapy. Cardiovascular therapy and prevention. 2019;18(additional issue):33. 

  30. Miha A., et al. Immunosuppressive regimens following kidney transplantation in five European countries: The observational RECORD study. Transpl. Rep. 2020;5(3):100061–1.

  31. Bia M., et al. KDOQI US Commentary on the 2009 KDIGO Clinical Practice Guideline for the Care of Kidney Transplant Recipients. Am. J. Kidney Dis. 2010;56(2):189–218.

  32. Baker R.J., et al. Renal association clinical practice guideline in post-operative care in the kidney transplant recipient. BMC. Nephrol. 2017;18(1):174.

  33. All-Russian public organization of transplantologists "Russian Transplant Society". Kidney transplantation. National Clinical guidelines 

  34. Dudko M.Yu. et al. Epidemiology of chronic kidney disease among residents of the city of Moscow. Clinical nephrology. 2019;3:37–41. 

  35. Yesayan A.M., Arutyunov G.P., Melikhov O.G. Prevalence of chronic kidney disease among patients who applied to primary health care institutions. the results of a prospective observational study in 12 regions of Russia. Clinical nephrology. 2021;3:6–16. 

  36. Rosstat. The population of the Russian Federation by gender and age as of January 1, 2021 (Statistical Bulletin) 

  37. Antonov A.A. et al. Economic evaluation of strategies for providing renal replacement therapy in Moscow. Clinical nephrology. 2021;2:10–19.

  38. The total morbidity of the adult population of Russia in 2019. Statistical materials 

  39. Bikbov M.M., et al. Chronic kidney disease in Russia: the Ural eye and medical study. BMC. Nephrol. 2020;21(1):198 .


Об авторах / Для корреспонденции


Олег Николаевич Котенко – к.м.н., главный внештатный специалист нефролог Департамента здравоохранения города Москвы, руководитель Московского городского научно-практического центра нефрологии и патологии трансплантированной почки, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №52» Департамента здравоохранения города Москвы, Москва, Россия, e-mail: olkotenko@yandex.ru. ORCID ID:0000-0003-4991-4113
Виталий Владимирович Омельяновский – д.м.н, профессор, генеральный директор ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России, руководитель Центра финансов здравоохранения ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Минфина России, заведующий кафедрой экономики, управления и оценки технологий здравоохранения ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва, Россия; e-mail office@rosmedex.ru. ORCID ID: 0000-0003-1581-0703
Виктория Игоревна Игнатьева – к.м.н., руководитель отдела доказательной медицины, биостатистики и математического моделирования Автономной некоммерческой организации «Национальный центр по оценке технологий в здравоохранении»; доцент кафедры экономики, управления и оценки технологий здравоохранения ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва, Россия; e-mail ignateva@hta-rus.ru. ORCID ID: 0000-0001-6789-9514
Екатерина Евгеньевна Ягненкова – научный сотрудник отдела клинико-экономического анализа Автономной некоммерческой организации «Национальный центр по оценке технологий в здравоохранении».АНО «Национальный центр по оценке технологий в здравоохранении», Москва, Россия, e-mail katerinayagnenkova@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-3553-1835
Елизавета Ильинична Румянцева – аспирант Института лидерства и управления здравоохранением ФГАУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения России, Москва, Россия, e-mail lizarum17@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-4935-4139


Похожие статьи


Бионика Медиа